XLVII Международная филологическая научная конференция

Традиционные и экспериментальные формы стиха в русской эмигрантской поэзии Дальнего Востока (на материале сборника Л. Н. Андерсен «По земным лугам»)

Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

133
2018-03-21
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Стиховедение, поэтика, русская поэзия, русский стих, поэзия русской эмиграции

Тезисы

В исследованиях стиха русских эмигрантов 1920–1940-х гг. максимум внимания традиционно уделяется авторам западной ветви эмиграции. Стихотворные системы поэтов русского зарубежья Дальнего Востока (в том числе, таких его центров, как Харбин и Шанхай) предметом специального стиховедческого анализа до сих пор не становились. Между тем, воспоминания, автобиографическая проза, письма первой половины ХХ в., а также критические и историко-литературные статьи о творчестве дальневосточников того времени свидетельствуют, что эксперименты со стихом предпринимались ими столь же сознательно, планомерно и интенсивно, что русскими поэтами Серебряного века (в первую очередь, символистами и акмеистами, которых эмигранты на Дальнем Востоке считали своими учителями). В докладе представлены результаты описания стиха Л. Н. Андерсен, одной из наиболее ярких фигур русского зарубежья в Китае 1920–1940-х гг. На основе анализа метрики и строфики произведений, составивших ее первый сборник «По земным лугам» (Шанхай, 1940), показано, что предпочтения в выборе моделей стиха отличают Андерсен и от ближайших предшественников, и от современников. В то же время в организации других уровней текстов — стилевого, образного, мотивно-тематического, сюжетного — ведущая роль, напротив, принадлежит именно актуализации культурного кода — легко опознаваемым мифологическим, фольклорным, религиозным и литературным традициям (западно-европейской, славянской, восточной). Таким образом, напряженное взаимодействие разных уровней поэтического целого выступает у Андерсен одним из средств, позволяющих раскрыть внутренний конфликт ее автобиографической лирической героини.