XLVII Международная филологическая научная конференция

Восприятие прозы Генри Джеймса 1880-х гг. в творчестве Барбары Пим

Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2018-03-20
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Генри Джеймс; Барбара Пим; "женский вопрос"; репрезентация; модель женского начала; гендерные стереотипы 

Тезисы

В докладе рассматривается вопрос о влиянии наследия американца Г .Джеймса (1843-1916, James) 1880-х на зрелое творчество британской писательницы Б .Пим (1913-1980, Pym) с точки зрения поэтико-стилевых особенностей  и проблематики (исследование «женского вопроса»). Вопреки их гендерной и временной принадлежности наблюдаются определенные переклички в развитии «женской темы». Джеймса и Пим интересовали вопросы репрезентации женского начала, пагубного влияния гендерных стереотипов на формирование женской субъективности.  Наиболее четко влияние творчества Джеймса прослеживается  в апелляции «Голубка умерла» (1963-69) Пим к его роману «Женский портрет» (1881)  и явной аллюзии на повесть «Вашингтонская площадь» (1880). В качестве прообраза главной героини романа Пим представляется возможным считать второстепенный персонаж романа Джеймса, мадам Мерль. Рассматриваются аналогии в репрезентации  женских характеров м-м Мерль и Леоноры,  нехарактерной для Пим модели женского начала. Пим вслед за Джеймсом   противопоставляет внешнее совершенство персонажа с его внутренней пустотой  через сравнение с предметом. Оба писателя разрабатывают тему закабаляющей губительной любви, которая влечет за собой ограничение свободы и права выбора избранника. В своем пародийном парафразе взаимоотношений Озмонда и Изабеллы Пим прибегает к приему смены гендерных ролей. С точки зрения порабощения трактует отношения Леоноры Нэд, основной конкурент героини в борьбе за молодого человека, единственный американец в прозе Пим, который в отличие от героев Джеймса выведен в качестве разрушительного начала. В финале покинутая Леонора ассоциируется  с Кэтрин Слоупер. Аллюзия на этот персонаж повести Джеймса  ироничным образом характеризует героиню,  ибо она не выдерживает сравнения с литературным прообразом.