XLVII Международная филологическая научная конференция

Трансформация христианской мифологемы чаши Грааля во французской литературе XX века ( Г. Аполлинер, Ж. Кокто, Ж. Грак, Р. Баржавель, Ж. Рубо)

Анна Вадимовна Карпова
Докладчик
аспирант
Московский городской педагогический университет

129
2018-03-24
15:00 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

мифологема; Чаша Грааля; артуровский цикл; французская литература XX в.; авторское переосмысление; фантастическая образность.

Тезисы

Доклад посвящен анализу основных путей трансформации мифологемы Чаши Грааля во французской литературе XXв. Будучи ключевой мифологемой Артуровского цикла, легенда о Граале прошла несколько этапов своей эволюции от кельтских сказаний дохристианской Британии, до рыцарских романов XII-XIIIвв., где являлась уже формообразующим фактором. В XXв. на волне интереса к Средневековью, предпринимаются многочисленные попытки переосмысления мифов Артурианы.Краткий обзор основных трактовок мифологемы Чаши Грааля, характеристик персонажей и художественных средств позволяет выделить характерологические особенности репрезентации этого христианского символа, ставшего созвучным мировоззрению современного человека.Несмотря на то, что во Франции  интерес к артуровским мифам был слабее, чем в англоязычных странах, многие авторы оставили свои оригинальные концепции символики Грааля, причем основной их задачей явилось адаптировать средневековый миф под свои философские и эстетические искания. Г. Аполлинер (притча "Гниющий чародей", 1909) выявляет его демонические черты, воспевая "безобразное" в декадентской эстетике, Ж.Грак ("Замок Арголь", 1939 ) "дехристианизирует"  Грааль, вынося его за скобки христианской проблематики, Р.Баржавель ("Чародей" 1984), переосмысляя образы артуровского цикла отчасти сквозь призму комического, вводит тему "квеста", приравнивая поиски Грааля к "инициатическому" путешествию познания высшей истины, Ж. Рубо ( "Грааль фикция", 1978) рассматривает эту мифологему с постмодернистской позиции, размышляя о фиктивности и достоверности источников легенды.На основании изложенного допустимо утверждать, что уместны типологические обобщения на основе временной периодизации рассматриваемых произведений.