XLVII Международная филологическая научная конференция

Проблема новизны в практикумах по методике обучения иностранным языкам

Людмила Александровна Воронина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

417
2018-03-26
15:25 - 15:45

Ключевые слова, аннотация


практикум по методике обучения ИЯ, формирование категориального аппарата, методика обучения иностранным языкам как наука, анализ учебных изданий по методике обучения иностранным языкам

Тезисы

Согласно современным требованиям к получению высшего образования любая теоретическая дисциплина, как правило, предполагает наличие часов для практических (семинарских) или лабораторных занятий, где происходит усвоение необходимого материала с помощью различных учебных изданий. Особое значение среди теоркурсов занимают так называемые практикоориентированные курсы, например, «Методика обучения иностранным языкам»: в рамках этой дисциплины надо не только познакомить с теоретическими положениями рассматриваемой науки, но и научить обучать иностранным языкам. На протяжении всей истории методики как науки (чуть больше 150 лет) было создано около десятка практикумов для работы на лабораторных занятиях. Среди них большое доверие получили издания таких авторов, как Н. В. Языкова, К. И. Саломатов и С. Ф. Шатилов, Е. Н. Соловова, А. Н. Шамов и другие. Тем не менее, в ставших настольными книгами для будущих специалистов, профессиональных преподавателей иностранным языкам, указанных выше пособиях есть один существенных недочет: там отсутствуют упражнения и задания, направленные на присвоение категориального аппарата методики как науки, хотя это является очень важной частью профессионального становления специалиста. Недостаток внимания к терминопонятиям методической науки, базовыми для которой являются педагогика, лингвистика и психология, в самом начале обучения ведет к искажению практической составляющей: студенты с большим трудом создают фрагменты занятий, в результате чего приходится снова возвращаться к теории. Авторское учебное издание «Практикум по технологиям обучения иностранным языкам» (Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017) уделяет много внимания формированию понятийных категорий методики как науки, о чем планируется рассказать на конференции.