XLVII Международная филологическая научная конференция

Что такое «эпихейрема» и «энтимема»? К вопросу об эволюции византийской риторической теории

Дмитрий Александрович Черноглазов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Греческий институт
2018-03-21
14:10 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

Византийская риторика; риторическая теория; Аристотель; Гермоген; теория аргументации; эпихейрема; энтимема

Тезисы

Известно, что фундаментом византийской риторической теории послужил корпус из 4 трактатов, приписываемых Гермогену Тарсийскому (II – III вв.), из которых «О статусах» и «Об идеях» действительно принадлежат Гермогену, а «О нахождении» и «О достижении мощи» написаны, вероятно, другими авторами. Византийцы многократно комментировали эти труды, использовали их при составлении риторических трактатов и учебников. Эти тексты – лишь отчасти опубликованные – изучены крайне мало. Исследовать рецепцию гермогеновского корпуса в византийской теории красноречия – desideratum современной науки.
Предмет настоящего доклада – теория аргументации, изложенная в трактате «О нахождении» и ее развитие в византийской традиции. Демонстрируется, что в трудах византийских ученых и схолиастов IX – XV вв. теория претерпевает различные изменения. Во-первых, модифицируется и усложняется классификация аргументов: напр., если в трактате «О нахождении» выделяются 6 типов «эпихейрем», то Сириан Магистр (IX в.) дробит эти типы на целый ряд более мелких разновидностей. Во-вторых, трансформируется значение ключевых понятий, поскольку, толкуя «О нахождении», средневековые комментаторы обращаются, помимо Гермогена, и к другим античным трактатам, где изложены совершенно иные теории – к «Риторике» Аристотеля, к Anonymus Seguerianus (III в.) и др. В результате синтеза различных теорий аргументации понятие «энтимема» в риторических пособиях XIV - XV вв. приобретает новый смысл, не характерный ни для Гермогена, ни для Аристотеля.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00669