XLVII Международная филологическая научная конференция

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»: от романа-пассиона к мюзиклу

Дарья Алексеевна Щукина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский горный университет

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
15:30 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

«Мастер и Маргарита» М. Булгакова; роман-пассион; музыкальная интерпретация; балет; мюзикл


Тезисы

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» занимает особое место в пространстве современной русской культуры. Став в 70-е годы ХХ в. культовым романом и породив обширную исследовательскую литературу, он остается предметом обсуждений, споров, интерпретаций и по сей день. По Б.М. Гаспарову, «Мастер и Маргарита» – роман-пассион. «Страсти», пассионы – это музыкально-драматургическое действо в лютеранской церкви, основанное на евангельском тексте о страданиях и смерти Христа, вершиной немецких ораториальных страстей считаются «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И.С. Баха. На основе романа «Мастер и Маргарита» современные режиссеры музыкального театра, композиторы, хореографы создают свои произведения, вводя в пространство культуры новые идеи, темы и образы. Музыкальная интерпретация художественного текста состоит в его перекодировании на язык музыки и предполагает наличие соавторов, визуализацию сюжета и образов, использование изобразительно-выразительных возможностей пространственно-временных видов искусства. При постановке музыкального спектакля требуется создание промежуточного текста, либретто. В качестве примеров музыкального прочтения романа М. Булгакова предлагается рассмотреть балет-фантасмагорию Давида Авдыша «Мастер и Маргарита» (2003, Пермь) и мюзикл «Мастер и Маргарита» (2014), который создан итальянским дирижером и пианистом Фабио Мастранджело и идет в петербургском Мюзик-холле. Сценические интерпретации рассчитаны на современного зрителя, включенного в интерактивное шоу. В качестве механизма формирования культурных смыслов в балете и мюзикле можно выделить опору на зрелищность, а также обусловленные режиссерским замыслом выбор и использование музыкального сопровождения.