XLVII Международная филологическая научная конференция

Роль аллюзии в формировании текстовой категории "когезия" (на материале романов неродственных лингвокультур "Волхв" Д. Фаулза и "Пушкинский дом" А. Г. Битова)

Юлия Валерьевна Руденко
Докладчик
аспирант
Челябинский государственный педагогический университет

214
2018-03-22
16:40 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

аллюзия, ассоциативная когезия, образная когезия, ономастическая аллюзия, интертекст

Тезисы

В данном докладе анализируется понятие аллюзии как одной из фигур интертекста в аспекте ее связи с категорией текста "ассоциативная когезия" (И. Р. Гальперин). Рассмотрены различные классификации обоих понятий. Раскрыты функции аллюзии на примере двух художественных текстов разных лингвокультур (английская и русская). Большое количество интертекстуальных образов пронизывает роман А. Г. Битова "Пушкинский дом", являясь при этом дистантной и ассоциативной когезией. Например, образы трех богинь - Мойр, прядущих нить человеческой судьбы: "Эту осень Лева переживал особенно остро. Слишком мерно струилась та самая божественная нить, слишком долго ничего не происходило, чтобы все это "ничего" не скопилось и не означало хоть "что-нибудь". Лева ощущал над собою некое неявное сгущение, какой-то замысел сил..." Ассоциатиная когезия переросла в образную, представленную в форме развернутой метафоры. Обозначаемое данного метафорического использования аллюзивного элемента - это жизнь главного героя. Аллюзивная часть связана с античной мифологией и также является простой многозначной аллюзией. Задача этого приема не только показать, что судьба влияет на жизнь человека, но и попытаться переложить всю ответственность на замысел богинь. Данный пример реализует характерологическую функцию. Ассоциативная когезия, выраженная интертекстуальным приемом аллюзии помогает связывать отдельные фрагменты текста, обогащая его смысл и создавая многоуровневость интерпретации. Читатель, получая сигналы интертекста, принимает участие в развертывании смыслов, сопоставляет информацию, полученную в тексте, со своими фоновыми знаниями и тем самым  сцепляет высказывание в единое целое. Аллюзия функционирует как связующий элемент, усиливает общую когерентность текста и тем самым участвует в образовании текста.