XLVII Международная филологическая научная конференция

Французские сонорные поэты как дестабилизаторы литературного кода

Екатерина Михайловна Белавина
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

129
2018-03-24
12:45 - 13:15

Ключевые слова, аннотация

французская поэзия; современная поэзия; сонорная поэзия; поэтический дискурс; новаторство;  каналы восприятия;  ритм;  Себастьен Леспинас; Фред Грийо; Ан-Джеймс Шатон  

Тезисы

Сонорная поэзия – одно из авангардных направлений, явление общеевропейское. Хотя существуют различные определения сонорной поэзии и её временны́х границ, главной  ее особенностью можно назвать усиленное внимание к аудиальному каналу восприятия, которое выходит за рамки традиционного литературного кода. С. Леспинас и А. Д. Шатон – яркие представители молодого поколения французской сонорной поэзии. Оба используют звукозапись для своей работы с художественным словом, выпускают книги с аудио-дисками, участвуют в перформансах. Но обращение каждого из них с языковым материалом делает из них антиподов.  Леспинас ищет нового языка – своего собственного. Свои произведения он называет пневма-поэмы (pneumas-poèmes), подчеркивая этим важность голоса, дыхания, устного исполнения, «вибрации как проекции дыхания», звуковой волны эмоции. Главное для него – «заставить язык работать на пределе возможности означать». Леспинас ощущает переживание, как вибрацию воздуха, он говорит, что стихотворение для него – это физическое продолжение его самого. Иногда его стихи строятся на паронимической аттракции, звуковой метафоре, сближении по сходству звука. Шатон стремится создать дискурс, из которого изгнана вся субъективность. Составляя произведения из чеков, полученных в течение дня, он фиксирует необработанное мыслью участие человека в социально-экономических отношениях. Автору будто бы удается избавиться от всех лингвистических проявлений субъективности (нет местоимений, глаголов, времен и наклонений, эпитетов, метафор и проч.). Но остается «несемиотический репрезентант субъекта» (Мешонник) - ритм.   Авангардную поэзию можно назвать лингвистической лабораторией коммуникации будущего, поскольку она – вид – языкового искусства, максимально задействующий все возможности языка означать.