XLVII Международная филологическая научная конференция

Практики создания внутригрупповой идентичности (на материале рабочего взаимодействия)

Екатерина Алексеевна Руднева
Докладчик
научный сотрудник
СПбГУ/ РГГУ/ ИЛИ РАН

215
2018-03-22
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

рабочее взаимодействие; межличностное взаимодействие; внутригрупповая идентичность; сообщество практик; локальные нормы взаимодействия

Тезисы

Присоединившись к коллективу, не сразу начинаешь ощущать себя его полноценной частью. Пройдет время и новичок освоит локальные правила общения: узнает местные байки, выучит жаргонные слова, получит негласное право обращаться к другим так, как положено только членам данного сообщества. В докладе будут рассмотрены речевые практики создания внутригрупповой идентичности двух рабочих коллективов.
Изучаемые группы – это административный персонал языковых курсов и отдел инженеров гидрографической компании. Материал – аудиозаписи, сделанные в этих коллективах, за которыми также осуществлялось длительное наблюдение. В основе исследования – принципы лингвистической антропологии (Hymes 1974) и подход к изучению «сообществ практик» (community of practice) [Wenger 1998]. В центре внимания – отрывки записей спонтанного речевого взаимодействия, в процессе которого, наряду с решением рабочих вопросов, создаются отношения и идентичности.
К практикам поддержания внутригрупповой идентичности в первом, мужском, коллективе относятся следующие: подтрунивание, организованное по местным правилам; предложение помощи коллеге; словотворчество и употребление ненормативных единиц; отсылка к байкам, известным лишь членам группы. Во втором, женском, коллективе это, прежде всего, ласковые обращения как маркеры внутригрупповой идентичности.
Внутригрупповая идентичность создается и поддерживается в процессе взаимодействия, которое осуществляется в соответствии с местными порядками.
Hymes, D. H. Foundations in sociolinguistics: An ethnographic approach. Philadephia: University of Pennsylvania Press. 1974. 260 p.
Wenger, E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press. 1998. 336 p.