XLVI Международная филологическая научная конференция

Антропогенность темпоральных аспектов картины природы в языке

Елизавета Георгиевна Хомякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2017-03-17
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Эмоциональное воздействие, темпоральные аспекты, картина природы, антропогенность, временные модели, концепт, событийные глаголы.

Тезисы

При чтении мы не часто обращаем внимание на описание картин природы, хотя они занимают важное место в создании художественного произведения, создавая ту уникальную палитру, на фоне которой происходит повествование, оказывающее эмоциональное воздействие на читателя. Посредством картин природы автор выражает свою точку зрения на происходящие события, свое отношение к героям произведения, доказывая, что человек и природа неразделимы, а эстетическая ценность природы есть результат ее субъективной интерпретации человеком.
Не менее значима роль картин природы в создании временной перспективы повествования, придавая ему развитие и динамику. Лексика с темпоральной семантикой: слова, номинирующие смену дня и ночи, времен года, существительные, маркирующие время дня, дни недели, месяцы в сопровождении соответствующих прилагательных, а также их использование в функции определения придают новые краски произведению, яркие характеристики персонажам, предсказуемость и интерпретативность происходящего (fresh morning breeze, sunny/rainy days, hardships of winter, the winter to survive, spring bringing hope).
Важно отметить роль употребления в повествовании различных временных моделей темпоральных предикатов, значение которых соотносимо с лексикой, репрезентирующей концепт ЖИЗНЬ, а также с событийными глаголами (awakened, started, died, grew, changed, transformed, appeared, opened). Их гармонизация осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительных операций на основе широкого  использования в антропогенном языке природы процедуры метафоризации, что свидетельствует о тесной связи жизни человека и окружающей его природы, что находит отражение в языке художественного произведения.