XVIII Международная конференция студентов-филологов

Рассмотрение градации имен прилагательных «большой/маленький» на занятиях в иностранной аудитории (на материале художественных произведений)

Анастасия Юрьевна Асинская
Докладчик
магистрант 1 курса
Тюменский государственный университет

215-а
2015-04-09
14:20 - 14:35

Ключевые слова, аннотация

В докладе, посвященном исследованию градации имен прилагательных, рассматривается семантическая структура градационных слов "большой/маленький" в иностранной аудитории на примере предложений из художественных текстов, выявляется общая градационная шкала возрастания/убывания признака. Тема доклада используется в качестве методической разработки, служит для пополнения активного лексического запаса, формирования речевых компетенций иностранных студентов.



Тезисы

Лексика — обширный пласт языка. Чтобы быть активным участником речевой среды, иностранцу необходимо владеть умением различать градацию имен прилагательных. В лингвистике существует множество определений градации, которые включают указание на то, что признак, выражаемый ею усиливается/ослабляется к концу градационного ряда.
В первую очередь следует обсудить с иностранными студентами понятие "градация", а затем, путем выявления прилагательных из приведённых примеров, перейти и к градуальной семантике данной части речи.
Градация будет рассматриваться на примере слов большой/маленький, так как подобные прилагательные достаточно часто встречаются на всех уровнях владения русским языком.
Прежде всего стоит обратить внимание на семантическую структуру градуальных слов, состоящую из многих мыслительных операций. Например, студенты приходят к тому, что прилагательное большой рассматривается как 'значительный по размерам' в предложении: Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше.. В следующем предложении студенты определяют прилагательные как 'значительный по величине, площади': Моя маленькая Москва при мне, а в большую Москву... дай, господи, хоть под старость вернуться. Приводятся и другие варианты: значительные по силе, обозначающие физиологический возраст, количественность. Отдельно следует рассмотреть градационный ряд прилагательного большой/маленький на примере предложений и составить шкалу по возрастанию/убыванию признака. Так, зачитывается первое предложение: Да еще умудрялась непрерывно встряхивать челкой, над которой огромной бабочкой торчал гранатовый бант. Находим прилагательное, которое бы соответствовало слову большой. Выясняем, что градуальное слово огромный, в сравнении с прилагательным большой, включает семему 'очень большой' и превосходит его. В примерах встречаем прилагательное громадный, которое имеет семантику 'очень большой' и передает высокую степень проявления признака: Ничего не понимая, я пошел за ним и, приблизившись к громадной корзине из-под белья, с любопытством заглянул в нее. При составлении шкалы градации стоит воспользоваться дополнительным материалом, который поможет более точно семантизировать слово. Различные иллюстрации и предметы помогут продемонстрировать градационный ряд.
По итогам занятия градуальная шкала состоит из прилагательных огромный, громадный, громаднейший, величественный, которые восходят к общему большой , и прилагательных махонький, малюсенький, миниатюрный, восходящих к общему маленький.

Таким образом, градуальные прилагательные служат для пополнения лексического запаса, развития интеллектуального и логического мышления иностранных студентов и отображают признаки, объективно принадлежащие лицу, предмету, действию и представляют собой мыслительно-речевое построение.