XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности функционирования жаргонизмов ролевых онлайн-игр в языке интернета за пределами игрового сообщества

Полина Сергеевна Толстикова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2015-04-07
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности функционирования жаргонизмов ролевых онлайн-игр на форумах, тематически не связанных с играми. Употребление игровых жаргонизмов за пределами игрового сообщества объясняется как большим количеством игроков среди пользователей интернета, так и выразительностью жаргонной лексики, что показывается на примере контекстов использования жаргонизмов в разных ситуациях общения. Также представлена семантическая классификация единиц и приводятся некоторые замечания о степени ассимилированности жаргонизмов-заимствований русским языком.

Тезисы

Развитие компьютерных технологий стало почвой не только для развития интернет-коммуникаций, но и для популяризации сетевых ролевых онлайн-игр – MMORPG. Эти игры интересны тем, что игроку предлагается роль вымышленного персонажа, который может взаимодействовать с персонажами других игроков, а поскольку в игровом мире нет установки на соответствие реальности, то игрок может выбрать себе любую «маску», что иногда позволяет создать новую языковую личность. Коммуникация в MMORPG происходит в основном посредством синхронного текстового чата, а использование языка предусматривает как номинацию реалий игрового мира, так и обсуждение тем, не связанных с игрой.
Д.С. Палмер указывает, что игроки MMORPG поддерживают относительную замкнутость сообщества и используют язык как средство для указания на причастность к сообществу. Можно говорить о лексике, используемой в таких играх, как о жаргоне, если понимать под ним разновидность речи, используемой относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку интересов или возраста. Активными процессами являются тенденция к использованию аббревиации (афк, лвл) и заимствованной лексики. Нужно отметить большое количество заимствований среди жаргонизмов MMORPG: среди выделенных 24 единиц, которые явились общими для всех разновидностей игр, все оказались заимствованиями из английского языка, причем частеречная принадлежность заимствований часто не совпадает с английской лексемой, а ассимилированность может быть неполной, что выражается в неустоявшейся грамматической принадлежности единиц (афк может быть как существительным, так и наречием).
В сфере общения игроков MMORPG жаргон может использоваться для наименования: действий игроков (кастовать – накладывать заклинание, го – идти); реакции других игроков (грац – поздравлять); элементов игрового мира (моб – монстр); типажей игроков (танк); игрового процесса (левел – уровень, экспа – опыт).
При проверке функционирования жаргонизмов вне игрового сообщества был проведен поиск единиц на женском форуме woman.ru, форуме автомобилистов auto.ru и студенческом форуме spbgu.ru/forum. Было выявлено, что только 9 единиц из 24 встречаются вне игрового контекста, а семантика этих слов приобретает дополнительные коннотации (кастовать – создавать). Например, на сайте auto.ru найден контекст: «И когда кастовать бабло в Москве перестанут?». Следует отметить, что ввиду установки интернет-коммуникации на анонимность нет возможности установить принадлежность говорящего к игровому сообществу.
В целом, было установлено, что только жаргонизмы, обладающие отвлеченной от игрового процесса семантикой или потенциально способные расширить семантику, позволяют использовать их в ситуациях, не связанных с обсуждением игры, а круг их функционирования не так широк.