XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности языка исламской финансовой сферы

Владимир Андреевич Розов
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2015-04-08
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности языка исламской финансовой сферы, которая появилась относительно недавно, однако активно использует религиозную лексику, отражающую представления о социально-экономических отношениях в доисламской и раннеисламской Аравии. Особенности языка, используемого в исламских финансах, являются важным инструментом создания образа этой сферы экономики и противопоставления ее другим формам хозяйственной деятельности.

Тезисы

Использование языка, являющегося «домом бытия» (Хайдеггер), отражает и формирует внеязыковую реальность, поэтому изучение идеологии и деятельности тех или иных социальных, конфессиональных, политических групп и организаций невозможно без изучения используемых ими систем терминов и определений.
Сегодня исламские финансы являются стремительно развивающимся сектором экономики мусульманских стран. Исламский банковский сектор появился относительно недавно – в середине XX в., что не мешает ему при коммуникации с потенциальными клиентами и партнерами активно использовать лексику, заимствованную из священной книги мусульман – Корана, а также из хадисов, т. е. рассказов о словах и поступках пророка Мухаммеда. Подавляющее число терминов, специфичных для исламского финансового сектора, заимствовано из текста Корана и хадисов. Эта лексика описывает реалии доисламской и раннеисламской Аравии так, как они представлены в исламской традиции. При коммуникации не на арабском языке в сфере исламских финансов используются заимствованные арабские термины, которые остаются без перевода. Это связано как с отсутствием аналогов в других языках, так и со стремлением подчеркнуть религиозную составляющую сферы экономики и ее принципиальное отличие от прочих форм финансовой деятельности. Вся система терминов исламских финансов подчиняется жесткой дихотомии, противопоставляющей «дозволенное» (халал) и «запретное» (харам). Это выражается в стремлении избежать использования лексики, отягощенной коннотациями, которые могли бы ассоциироваться с порицаемыми исламом явлениями, поведением и способами ведения бизнеса. Ключевыми правилами исламской экономики является запрет на ростовщичество (риба) и неприятие спекулятивного риска или неопределенности в предмете договора (гарар).
Анализ риторики, которую используют исламские финансовые институты, показывает, что ключевыми преимуществами, служащими для привлечения клиентов и партнеров, считаются приверженность традиционным и религиозным ценностям, социальная ответственность, понимаемая также в религиозном ключе, и славная история. При этом идея прогресса не противопоставлена следованию традициям, в т. ч. и самым ортодоксальным.
Таким образом, особенности языка, используемого в исламских финансах, являются важным инструментом создания образа этой сферы экономики и противопоставления ее другим формам хозяйственной деятельности. Анализ этих особенностей позволяет выделить ключевые для исламской финансовой сферы ценности и идеи, что позволяет предугадать пути ее дальнейшего развития.