XVIII Международная конференция студентов-филологов

Корреляты ударения в вокальной речи (на материале русского языка)

Юлия Семёновна Басова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2015-04-09
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются корреляты ударения в русской вокальной речи по описаниям в литературных источниках, посвященных академическому вокалу, а также на материале музыкального текста двух романсов и их записей в исполнении четырех певцов (2 женщин и 2 мужчин). Для подтверждения гипотезы о реализации ударения в вокальной речи был проведен перцептивный эксперимент, в котором задачей испытуемых было определение места ударения в отдельных словах, взятых из двух романсов, а также в тех же словах, взятых из текстов романсов, прочитанных теми же певцами.

Тезисы

Целью исследования, представленного в докладе, является выявление коррелятов ударения в русской вокальной речи. 
Ударение в русском языке реализуется за счет следующих коррелятов: длительность, качество гласного, интенсивность, изменение тона.
В музыке большая часть характеристик, которые в речи соответствуют ударному слогу, обусловлены музыкальным текстом: длительность исполненных нот, выпадение ноты на сильную (относительно сильную) долю или акцентно выделенный отрезок, а также изменение музыкальной мелодии. Качество гласного в вокальной речи зависит как от индивидуальных характеристик голоса исполнителя, так и от стиля исполнения и высоты исполняемой ноты, причем оно достаточно существенно отличается от аналогичных гласных в обычной речи, что может сильно затруднять понимание.
Одна из задач исследования – проверить, функционируют ли эти характеристики в вокальной речи как корреляты словесного ударения и опознаются ли носителями языка в качестве таковых. С этой целью был проведен перцептивный эксперимент. В качестве материала эксперимента были выбраны 2 музыкальных произведения (романсы «Не искушай меня без нужды» и «Горними тихо летела душа небесами»), исполненные четырьмя  солистами Мариинского театра (2 мужчинами - тенорами и 2 женщинами - сопрано). Эти же произведения были прочитаны теми же певцами. Был проведен анализ музыкального текста произведений и выбраны отдельные слова, в которых ударные слоги приходились на сильную долю и долгую ноту или только на сильную долю. Выбранные слова были представлены испытуемым с инструкцией определить место ударения в слове, эти же слова из прочтенного материала были также представлены аудиторам с той же инструкцией.
На основании сравнения двух проведенных экспериментов сделаны выводы о специфике реализации ударения в русской вокальной речи.