XVIII Международная конференция студентов-филологов

Особенности вербальных репрезентаций содержания понятий (на примере 10 русских существительных)

Ольга Игоревна Пилатова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2015-04-08
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе представлены результаты эксперимента, направленного на выявление существенных для носителей русского языка признаков некоторых понятий. Как материал исследования были использованы такие существительные, как человек, рубашка, дверь и др. Описывается использованная методика получения такого рода данных, основные этапы и принципы первичной обработки результатов. В ходе эксперимента были выявлены стратегии выполнения задания испытуемыми, а также различные типы признаков и общие тенденции их появления в ответах. Приводится сравнение полученных ответов с данными ассоциативного словаря.

Тезисы

В докладе представлены результаты эксперимента, направленного на выявление существенных для носителей русского языка семантических признаков ряда понятий. В основе дизайна эксперимента – исследование семантических признаков английских существительных (McRae K. et al. Semantic feature production norms for a large set of living and nonliving things // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 2005. №37 (4).С.547-559).
Испытуемые получали список из 10 существительных (книга, ножницы, рубашка и др.) и задание записать для каждого из слов признаки понятия, которое оно обозначает.
В пилотном эксперименте приняли участие 10 человек, в настоящее время проводится основной эксперимент.
Первичная обработка результатов заключалась в объединении ответов разных испытуемых и в подсчёте частоты встречаемости различных признаков для каждого из понятий. Некоторые определения, данные участниками эксперимента, были разделены, если в ответах других испытуемых части определения встречались по отдельности (например: с 4-мя лапами и / хвостом, т. к. имеются: есть четыре лапы и имеет хвост). Однокоренные слова были учтены как один и тот же признак (м/б охотником; используется на охоте; охотничьи; может быть охотничьей).
Выявлены следующие преобладающие стратегии в выполнении задания испытуемыми:
1. если у слова несколько значений, перечисляются признаки одного из них;
2. появление признаков того или иного типа носит цепной характер;
3. привлекаются как языковые, так и энциклопедические знания.
Среди ответов были выделены следующие типы признаков:
1) классифицирующие: включающие в себя описываемое понятие (РУБАШКА – одежда);
2) «вариативные»: характеризующие варианты того, что обозначено словом (КНИГА – электронная; КРОВАТЬ - двуспальная).
Эти две группы самые частотные среди ответов. Причём «вариативные» признаки часто появляются раньше и встречаются чаще, чем присущие любому из представителей понятия (например, учебник на стимул КНИГА встречается чаще, чем текст).
3) различительные: те, которые отличают понятие от ему подобных (КРОВАТЬ – с матрацем);
4) «бросающиеся в глаза» или само собой разумеющиеся (ЧЕЛОВЕК – имеет туловище). Наиболее редкие среди ответов. Очевидно, они отсутствуют не в семантике понятия, а в описаниях языковыми средствами, т. е. они нерелевантны и/или труднодоступны для вербализации. Это, возможно, объясняется тем, что, если рассматривать их как базовые и всеобщие, нет необходимости о них сообщать.
Многие ответы имеют сходство с данными, представленными в Русском ассоциативном словаре Ю.Н. Караулова (http://tesaurus.ru/dict/dict.php). Вместе с тем, отмечены и закономерные различия: в описаниях понятий отсутствуют ответы по созвучию (рубашка - барабашка); повторения (деньги - деньги); частно-ситуативные (ребёнок – 2-летний, собака – моя).