XVIII Международная конференция студентов-филологов

Стратегии чтения разных типов текста детьми младшего школьного возраста

Кристина Евгеньевна Кротова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2015-04-07
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе сравниваются стратегии чтения и качество понимания учебных текстов детьми девяти лет с различным уровнем сформированности навыка чтения. Приводятся тексты-стимулы, отличающиеся по формальным характеристикам, влияющим на их «читабельность», по индексу плотности пропозиций, а также по типу: диалог / монолог. Предлагается проверить гипотезу, что «сложные» тексты читаются дольше, с большим количеством возвратов и фиксаций, а их пересказы и ответы на вопросы после их прочтения менее точны, чем после прочтения «простых» текстов.

Тезисы

Исследование представляет собой сравнение стратегий чтения и качества понимания учебных текстов детьми девяти лет с различным уровнем сформированности навыка чтения. В качестве стимулов были отобраны два текста из учебников по предмету "Окружающий мир" для 3–4 классов, отличающихся по формальным характеристикам, влияющим на «читабельность» (readability: «Readability of Research Writing and Text Variables in Readability Formulas») текстов, и по индексу плотности пропозиций. Оба текста были перестроены из монологических в диалогические без потери значимой информации и стилистических особенностей. Таким образом, в качестве стимульного материала основного эксперимента были использованы две пары текстов: «простой» монологический и «сложный» диалогический; «простой» диалогический и «сложный» монологический. В качестве испытуемых были приглашены 20 учеников 3-го класса. В предварительном эксперименте с помощью Методики диагностики дислексии у детей А. Н. Корнева и О. А. Ишимовой был определен их уровень владения навыками чтения и понимания текста. Основной эксперимент проводился на аппарате для регистрации движений глаз, обрабатывался с помощью программы Nyan Interactive Minds Eye-Tracker. Испытуемые читали текст, отвечали на вопросы и пересказывали прочитанное. В качестве гипотезы предполагалось, что «сложные» тексты будут читаться дольше, с большим количеством возвратов и фиксаций (особенно на предложениях с большим количеством пропозиций), а также то, что их пересказ и ответы на вопросы после их прочтения будут менее точными, чем после прочтения «простого» текста. Результаты проведенного анализа позволяют предположить, что сложность текста имеет значение только для детей, имеющих высокий уровень владения навыками чтения и понимания текста и читающих бегло, целыми группами слов. Дети с более низким уровнем владения навыками чтения (7 человек) одинаково плохо понимают оба текста. Кроме того, выдвигалась идея, что диалогические тексты будут проще для чтения и понимания, так как они имитируют естественную коммуникацию людей. Однако статистически значимой разницы между параметрами процесса восприятия диалога и монолога получено не было. Из чего можно сделать вывод, что монологичность/диалогичность учебного текста для школьников 3-го класса средней школы не влияет на понимание его содержания. На уровне тенденции было показано, что дети с наиболее высоким уровнем владения навыками чтения монолог воспринимают лучше, чем диалог. Результаты исследования показывают, что влияние типа текста (сложный/простой, диалог/монолог) усиливается по мере приближения к «взрослой норме»: чем выше сформированность навыков чтения, тем больше влияние фактора «тип текста».