XVIII Международная конференция студентов-филологов

«De Legibus» Цицерона как трактат о ius civile

Наталья Андреевна Кузнецова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2015-04-08
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

В трактате «De Legibus» Цицерон обещает вместо тонкостей римского законодательства рассмотреть природу права и наилучшие законы (De Leg. I, 14-16): «De re publica» и «De legibus» Цицерона соперничают с диалогами Платона «О государстве» и «О законах». Римское ius civile обещано как одна из тем, которые будут рассмотрены лишь попутно (ibid.). В докладе разбираются места, где, несмотря на это, о ius civile говорится как о цели диалога, а также роль, отведенная ius civile в трактате.

Тезисы

Герои диалога (Аттик и брат Цицерона Квинт) просят Цицерона изложить ius civile subtilius quam ceteri (I, 13). В ответ он предлагает рассмотреть ius universum, чего никто в Риме еще не делал; римское ius civile, как одна из областей права, будет затронуто в ходе беседы. Собеседники Цицерона с радостью соглашаются и одобряют этот способ рассмотрения права как единственно верный.
Ius civile римлян будет рассмотрено после наилучших законов вместе с постановлениями разных народов (De Leg. I. 17). У Цицерона есть примеры, где ius civile — все право, касающееся римских граждан, но текст De leg. указывает на обычное в эту эпоху значение — обычное право, не имеющее форму закона и основанное на толковании законов специалистами. Примечательно, что собеседники Цицерона при каждом удобном случае торопят его перейти к ius civile, словно, вопреки сказанному в начале De Leg., именно оно — конечная цель диалога.
Ключевое место — De leg. II, 45 sqq.
(1) Ius civile будет затрагиваться в комментарии к отдельным законам Цицерона. Здесь речь идет об одном из предположительно немногих изменений в римском законодательстве, предложенных Цицероном, в то время как большинство обещанных наилучших законов совпадает с римскими. Поэтому возможно, что ius civile в первую очередь привлекалось в таких случаях. Об утерянных частях трактата сведений нет.
(2) Цицерон ограничивается изложением сути закона — так, чтобы читатель сам мог применить его к любому случаю. Напротив, книги o ius civile полны бесконечных частностей. Subtilius quam ceteri в I, 13 получило двойной смысл: ius civile рассмотрено и с более тонкой точки зрения, и в более изысканной манере. Между тем слова Аттика позволяют истолковать subtilius еще и как «более подробно». Именно это подразумевает ответ Марка Аттику.