XVIII Международная конференция студентов-филологов

Концепт вежливости в языковой картине мира российских, британских и американских студентов

Яна Юрьевна Щербинина
Докладчик
студент 5 курса
Кемеровский государственный университет (Кемерово)

184
2015-04-08
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено месту концепта вежливости в языковой картине мира современной молодёжи. В эксперименте, лежащем в основе данного проекта, приняли участие около 500 студентов из России, Великобритании и США, которым было предложено представить свои ассоциации на 10 слов-стимулов, относящихся к категории вежливости. Анализ ассоциативного поля позволил определить общие черты и различия в понимании концепта «вежливость» представителями трёх разных стран и гендерных типов личности.

Тезисы

Категория вежливости является одной из важнейших в сфере вербальной коммуникации. Как феномен человеческой культуры вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике и дидактике, связанной в первую очередь с преподаванием иностранных языков (Браун П., Левинсон С. Теория вежливости. М., 1997; Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. М.: Наука, 1990.; Ратмайр, Р. Прагматика извинения / Р. Райтмар. М. : Языки славянской культуры, 2003). Категория вежливости является одной из важнейших коммуникативных категорий, поскольку ей принадлежит важная роль в обеспечении гармоничного общения (Аверченко Л.К. Учитесь общаться /ЭКО. 1993.№10).  Исследование языковой картины мира современных студентов на предмет отношения к категории вежливости важно и интересно по той причине, что именно это поколение является носителем активного языка, который они передадут своим потомкам в таком виде, какой он имеет на данный момент. Нашим респондентам было предложено принять участие в ассоциативном эксперименте, в ходе которого они должными были записать ассоциации, которые возникали у них по отношению к выбранным нами словам-стимулам, относящимся к категории вежливости. В качестве стимулов было выбрано 10 слов: этикет, воспитанность, тактичность, уважение, порядочность, толерантность, приличие, доброжелательность, интеллигентность и культура. Средний возраст всех опрошенных – 20,5 лет. Эксперимент проводился в письменной форме на родном языке респондентов. Русские респонденты были опрошены при личной встрече, а британские и американские – дистанционно, при помощи анкетирования в международной социальной сети Facebook.
Ядро ассоциативного поля у россиян включает в себя такие ассоциации, как исходное слово «вежливость», а также «воспитанность» и «правила поведения», у американцев - upbringing, education, rules, у британцев – education и слово-стимул respect. Отсюда можно сделать вывод, что респонденты из России и США воспринимают вежливость как совокупность правил взаимоотношения членов социума, проявляемых в общении и осваиваемых в процессе воспитания, однако американские студенты большее значение придают национальному самосознанию и дисциплине. Популярность ассоциаций, связанных с образованием, среди британских студентов говорит о том, насколько важное место занимает саморазвитие в жизни этого народа. В сочетании с распространённостью реакции «уважение» это свидетельствует о том, что британцы считают стремление к самообразованию и уважительное отношение к окружающим людям наилучшим проявлением вежливости.