XVIII Международная конференция студентов-филологов

Теоретические подходы к исследованию эмоционально-оценочной лексики в фольклорных текстах

Екатерина Игоревна Жеребцова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

11-л
2015-04-09
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию теоретических подходов к изучению эмоционально-оценочной лексики. В работе, основанной на материале эмоционально-оценочных единиц, взятых из английских и русских фольклорных текстов, рассматриваются понятия эмоциональности и оценочности, принцип полевой организации единиц и метод компонентного анализа. В результате было выявлено, что прагматический подход наиболее продуктивен при изучении данной лексики. В ее семантике главным оказывается коннотативный компонент. Главным в специфике единиц является наличие в их семантике национально-культурного компонента.

Тезисы

Эмоционально-оценочная лексика может употребляться в различных стилях речи: разговорном, художественном, публицистическом. В большинстве случаев она используется для создания картины событий, передачи чувств и впечатлений, призыва к сопереживанию. Экспрессивно окрашенная лексика в фольклорных текстах имеет свою специфику, так или иначе отличающуюся от особенностей лексики, употребляемой в разговоре или в текстах публицистического характера.
Цель работы: выявить специфику эмоционально-оценочных единиц в системе языка и в фольклорных текстах.
Для достижения поставленной цели в ходе проведения данного исследования предполагается решить следующие задачи:  
1) Проанализировать основные подходы к изучению категории эмоциональности и оценочности в языке;
2) Определить структуру лексического состава данных единиц и выявить, какое положение в нем занимает эмоционально-оценочный  компонент;
3) Исследовать принцип полевой организации лексических единиц и  обосновать целесообразность его применения в исследовании эмоционально-оценочной лексики в сопоставительно-переводческом аспекте с целью выявления случаев сходств и различий.
Материалом для исследования послужили эмоционально-оценочные единицы, взятые из английских и русских фольклорных текстов.
Теоретическую основу исследования составили работы в области семантики (И.В. Арнольд, Е.М.Вольф, М.В. Никитин, В.И. Шаховский, Ю.Н. Караулов, В.Г. Щур), лингвокультурологии (В.В. Маслова, Е.М.Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Воробьев, Э.Сепир), прагматики (Ч.Стивенсон, Сгалл) и теории фольклора (Габышева, Криничная, Померанцева).   
В результате исследования теоретических работ лингвистов было выявлено, что наиболее продуктивным подходом при изучении эмоционально-оценочной лексики является прагматический подход, так как данная лексика служит для выражения эмоций, субъективного отношения говорящего. Выявив структуру семантики данной группы лексических единиц, мы пришли к выводу, что в основе их лексического значения лежит коннотативный компонент семантики, т.е. прагматический компонент. Он оказывается ведущим, так как главное в семантике таких слов не то, что обозначается, а его эмоционально-оценочная квалификация, выражение субъективного отношения к нему. Также было замечено, что в случае эмоционально-оценочной лексики и оценка, и экспрессия могут иметь свой собственный референт и быть закреплены в денотативном компоненте семантики. Среди специфических особенностей эмоционально-оценочных единиц в языковой системе и в текстах фольклорного характера главной является наличие в значении рассматриваемой лексики национально-культурного элемента.