XLIV Международная филологическая научная конференция

Формирование заголовочного комплекса в текстах периодических газет XVIII века (на материале австрийских газет)

Ирина Владиленовна Георгиади
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

204
2015-03-12
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается процесс возникновения и формирования одного из важных структурных элементов газетной публикации — заголовка/заголовочного комплекса на протяжении XVIII века.  Описываются типы заголовков и подзаголовков, их функции, а также виды связи заголовочного комплекса с текстом в зависимости от специфики последнего (на материале австрийских газет).


Тезисы

В ранних периодических газетах заголовки не играют сколько-нибудь значительной роли. Этот факт связан, в том числе и с отсутствием одной из главных, в современном понимании, функций заголовка – его  рекламной функции, цель которой – привлечение внимания к статье. Так как объем периодической газеты в начале XVIII века составлял четыре-восемь листов, ее читали от начала до конца. Таким образом, в заголовке, привлекающем внимание, не было необходимости.  Кроме этого, первоначальным элементом членения текста являлась не отдельная новость, а корреспонденция, полученная редактором газеты от своего корреспондента.  Эта корреспонденция представляла собой  несколько зачастую не связанных друг с другом политических новостей, и роль заголовка выполняло обозначение места и даты  получения корреспонденции. Помимо политических новостей текст газеты состоял из разного рода объявлений, в том числе рекламных, которые имели два варианта заголовка: «нулевой» или «NB»,  под которым могло быть собрано несколько совершенно разных объявлений. В противоположность «нулевому» заголовку объявлений и довольно кратких политических новостей, уже в первой половине XVIII века некоторые газетные «статьи» обладают как односложными (простыми), так и сверхдлинными (сложными) заголовками. Последние можно назвать скорее заголовочными комплексами, состоящими из заголовка и подзаголовка двух типов, содержащего либо уточнение, либо развитие темы заголовка. Объем таких заголовочных комплексов колеблется весьма сильно, до 100 и более слов. Такая длина объясняется тем объемом информации, которую авторы стремились поместить в пределах  заголовочного комплекса «статьи». Он зачастую является мини-рассказом не только того что произошло, но и где, когда, при каких обстоятельствах, при участии каких лиц, с перечислением всех званий, титулов и регалий этих лиц и пр. Конечно, такой заголовочный комплекс имел, прежде всего, информативную и назывную функции. Но фактическая информация в таком заголовке могла обладать  некоторыми экспрессивными и эмоционально окрашенными элементами. Это позволяет говорить о том, что  такой заголовок имел  также  эмотивную и рекламную функции. Наиболее длинными заголовочными комплексами обладают военные новости, представленные отчетами и дневниками с места сражений (Bericht,Diarium),речи и обращения высокопоставленных лиц (Anrede,Rede), сообщения о стихийных бедствиях и эпидемиях. Намного короче и лаконичнее заголовочные комплексы различных списков  и перечней, например  умерших, родившихся, прибывших в город лиц (Lista, Verzeichnuß,Tabella), письма  политических и военных деятелей (Auszug der Schreiben,Brief),опубликованные  полностью или отрывки из них, также их переводы,  отчеты о метеорологических наблюдениях (Meteorologische Beobachtungen).  Как правило, простые, т.е. односложные  заголовки имеют публикуемые документы – указы, эдикты, манифесты и пр.(Edict, Manifest). Во второй половине восемнадцатого века появляются публикации,  посвященные экономическим новостям (Zollordnung und Tarif,Getreidepreis), и  новостям науки и культуры (Gelehrte Sachen,Gelehrte Nachrichten). Появляется новый вид газетной статьи -  в виде рассказа, лекции или письма какого-либо известного лица, профессора, доктора, писателя, сообщается об открытиях, изобретениях, экспериментах, даются различного рода советы и рекомендации. Это может быть и   научный спор, тема которого вынесена в заголовок: «Vindobona Romana, das ist: die Stadt Wien in Österreich vor und zu Zeiten der alten Römer»,или «Versuch eines Beweises, daß die Sonne kein Feuer seh.». Именно в публикациях такого типа наблюдается наибольшее разнообразие видов заголовочных комплексов, которые к тому же обладают максимально возможным набором функций, свойственных заголовку. Можно говорить о том, что к концу XVIII века уже существуют определенные типы заголовков, подзаголовков и заголовочный комплекс  приобретает все функции, свойственные ему как определенному явлению газетной речи.