XLIV Международная филологическая научная конференция

Способы реализации интенции «объяснение» в художественном тексте

Наталья Васильевна Шкурина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2015-03-12
14:40 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются вопросы функционирования типа текста «объяснение» в художественном тексте, в котором объяснение выполняет прежде всего изобразительную функцию. В связи с этим анализируется формальная реализация данного типа текста (языковое воплощение) в прозаическом художественном тексте в зависимости от прагматической установки, ситуации общения, объекта объяснения.

Тезисы

Объяснение как тип текстовой формы в соответствии с заложенной в нем интенцией ориентирован на понимание. Естественно, что такой тип речи чаще всего используется в научных или научно-популярных текстах, т.к. объяснение является важнейшей функцией научного исследования, когда большая часть материала направлена понимание. Но невозможно представить себе другие сферы общественной жизни, где бы не использовалось объяснение, хотя очевидно, что в научной сфере данный тип текста является наиболее востребованным.
Так, тип объяснительного текста в эстетической сфере не является редкостью, хотя между строго выстроенным языковым воплощением объяснения в научном стиле речи и стилистическим варьированием формы объяснения в тексте художественного произведения такое различие, что ставится под сомнение их типологическая однородность.
Во-первых, объяснение в художественном тексте и объяснение в научном тексте имеют различную прагматическую установку. Если в научном тексте объяснение направлено на понимание сущности объекта рассмотрения, то в художественном тексте объяснение направлено на выполнение основной эстетической установки – создание образа, углубление художественного смысла произведения.
Во-вторых, объектом объяснения в художественном тексте является чаще всего не какое-либо явление или понятие (как в научном тексте), а действие, поступок героя, т.е. объяснение в этом случае проясняет мотивацию этого поступка или действия.
Различие в объектах объяснения порождает третье различие – формальное. Так, в художественном тексте объяснение не имеет стабильной языковой структуры, каковой обладает объяснение в текстах научной направленности.