XLIV Международная филологическая научная конференция

Значение аналитической и репродуктивной работы с текстом при изучении иностранного языка

Татьяна Михайловна Панова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

6
2015-03-13
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматривается важность аналитического подхода в работе с текстом для совершенствования обучения иностранному языку. Использование интенсивного чтения в сочетании с пересказом и заучиванием фрагментов текста способствует развитию навыков устной и письменной речи. Данные методы особенно важны при обучении студентов, имеющих уровень владения языком ниже Intermediate или B2. Они помогают избежать интерференции родного языка при порождении собственных высказываний на иностранном языке.

Тезисы

Обучение различным видам речевой деятельности осуществляется на основе учебного текста, который и является единицей коммуникативного обучения языку. Широко известна классификация видов коммуникативного чтения С. К. Фоломкиной – поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, а также другие подобные классификации. Рассматривать их здесь нет необходимости. Однако хотелось бы отметить ослабление внимания к интенсивному и изучающему чтению при использовании современных стандартных британских УМК. Эти УМК являются прекрасными пособиями по обучению языку, но задания к текстам не предусматривают глубокий анализ текста, а из-за этого снижается эффективность обучения. Изучающее чтение или чтение с полным пониманием текста неразрывно связано с изучением лексической и грамматической системы иностранного языка, а также с обучением работе со словарем. Текст является основой не только для введения новой лексики и получения информации, но и для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Текст рассматривается как источник информации, выраженной определенными структурами и другими элементами текста, понятия связываются непосредственно с формой их выражения на иностранном языке. Это дает возможность перейти к монологическим высказываниям с использованием фрагментов текста. Среди послетекстовых упражнений выделяются коммуникативные упражнения, предполагающие выход в устную и письменную речь. Среди принципов обучения чтению, выдвинутых С. К. Фоломкиной, обращает на себя внимание следующий: обучение чтению должно включать наряду с рецептивной деятельностью и (ре)продуктивную деятельность учащихся. Об этом же говорит С. Ф. Шатилов, указывая, что чтение в учебном процессе по иностранному языку используется одновременно как средство обучения письму и особенно часто устной речи на иностранном языке. Устная речь является в этом случае важным фактором развития самого умения монологической устной речи. На первом этапе совершенствования монологической речи она может быть полностью репродуктивной, монологическим высказыванием в связи с прочитанным текстом по плану, схеме, таблице. В дальнейшем она может быть полностью продуктивной, творческой, когда учащиеся более свободно высказываются по поводу прочитанного, излагают свое мнение по проблемным вопросам, затронутым в тексте. Ещё Л. В. Щерба отмечал, что «главным источником для собственных писаний должно оставаться чтение и бессознательное, а иногда и сознательное подражание прочитанному. Критически относясь к написанному, можно в конце концов выработать очень приличный стиль». Обучение монологической речи полезно начинать с упражнений в пересказе и заучивании небольших кусочков текста наизусть. По справедливому утверждению Н. В. Барышникова, пересказ при несовершенном владении языком — это эффективное упражнение, так как с его помощью достигается высокая степень безошибочности высказывания в результате использования учащимися хорошо отработанного в рецептивном плане языкового и речевого материала. Это особенно важно на невысоких уровнях владения языком. В то же самое время следует показать студентам, как можно применять выученный текст в своих собственных высказываниях. Пересказ способствует развитию вышеуказанных качеств монологической речи: логичности, стройности, связности и цельности высказывания.