XLIV Международная филологическая научная конференция

Мокьюментари в жанре ужасов: расширение границ реального в игровом кино

Алексей Юрьевич Ионов
Докладчик
аспирант
Российский государственный гуманитарный университет

Кинозал
2015-03-12
17:40 - 18:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается направление мокьюметари в рамках жанра хоррор. Основное внимание уделено происхождению и характеристикам его подвида found footage (англ. «найденная пленка»). Ставятся вопросы о размытии границ медиареальности и кино, документальных и игровых форм, о соотношении вымысла и реальной жизни.

Тезисы

Тема слабо отрефлексирована. В России затрагивалась О.Э. Артемьевой [1], за рубежом ей занимались Г. Родс [5] и А. Хеллер-Николас [3].
Мокьюментари (англ. mock – подражание, фальсификация, и documentary – документальный фильм) – это синтаксико-семантическая стилизация «под документ», цель которой усилить аутентичность игрового фильма.
Первым хоррор-мокьюментари считается found footage (англ. «найденная пленка») «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) Д. Мирика и Э. Санчеса.
Found footage – это якобы найденная пленка, ручная съемка от первого лица и черновой монтаж которой доводят эффект присутствия до максимума.
Действие привязано к конкретному месту. Все герои гибнут при сверхъестественных обстоятельствах.
Музыка обычно отсутствует. В начале нередко титр о таинственно найденной пленке и комментарий специалиста о ее подлинности и пропаже снимавших людей.
Может использоваться бэкстейдж другой камеры. Но все уровни нарратива фальсифицированы и не содержат в себе неигровых кадров.
«Отказ» от монтажа подразумевает почти непрерывную съемку и лишние для фабулы сцены: кадры пола, потолка и т.п. 
Found footage – это репортажные и любительские съемки от первого лица, из-за чего тряска камеры. Но камера иногда бешено трясется в простых условиях и ведет стабильную съемку в сложных.
Неправдоподобны продолжение съемки с угрозой для жизни и выключение камеры в конце фильма. Последнее оправдано: событийный ряд окончен – окончена «реальность». Но оператор в фильме должен бы заботиться о жизни себя и товарищей.
«Дневники мертвецов» Д. Ромеро. Ответственность общества за рост экранного насилия: «мы останавливаемся не помочь, а взглянуть». В Интернет-обществе главное правило: «Не запечатлено – значит, не существует». Мысль, что достоверность может исчезнуть при «фотоувеличении», больше не приходит в головы. Телевидение, Интернет – «всего лишь шум», но шум наших собственных голосов.
В «Ведьме из Блэр» ужас перифериен, но ощущается зрителем. Знаем, что все погибли, но не видим этого. Не видим ведьму – не можем судить о ее существовании. «То, что за дверью никогда не пугает так, как сама дверь» [4]. Прием непреднамеренного возвращения – «ощущение беспомощности и зловещности» [2]. Страх потеряться в лесу и легенда о ведьме – отсылка к детству в первом случае человека, во втором – человечества (воздействие на двух уровнях восприятия).
Максимальное включение зрителя в создаваемую реальность. Поджанр мимикрирует под хронику и использует сформированное конвенциями телевидения и домашнего видео представление о том, как выглядит реальность. Отсюда выбор оборудования и художественных приемов, подбор неизвестных актеров.
Участие камеры: персонажи обращаются в нее, антагонисты – бросаются. Стекло объектива разбивалось («Охотники на троллей»), было запятнано кровью («Свидетельство»). Камера символично служила орудием убийства («Карантин»).
Бум found footage с распространением цифровых кинокамер и упрощением процесса монтажа.
Дистанция между автором и зрителем истончилась до предела. В мире youtub’ов каждый «сам себе режиссер», и камера мобильного предлагает съемку в full HD.
Даже без Маклюэна можно констатировать: Интернет создал глобальный фольклор, общемировую мифологию. Стирая границы и преодолевая языковые барьеры, он выводит «городские легенды» в мировое пространство, сохраняя их анонимность. Это повлияло на кино и изменило представление о форме изображения «ужасного»: бессюжетный ролик youtub’a пугает сильнее «ужастиков», если за ним определенная мифология.

Литература:
1. Артемьева О. Эволюция эстетической модели жанра "хоррор" в американском кино: дис. ... канд. иск. наук: 17.00.03 / Артемьева Ольга Эдуардовна. М, 2010.
2. Фрейд З. Жуткое // Фрейд З.Влечения и их судьба. М., 1999. С. 177-228.
3. Heller-Nicholas A. Found Footage Horror Films and the Appearance of Reality. Jefferson, 2014.
4. King, S. Danse Macabre. NY, 1981.
5. Rhodes G. Mockumentaries and the Production of Realist Horror. // Post Script: Essays in Film and the Humanities. 2002. Vol. 21. P. 46-60.