XLIV Международная филологическая научная конференция

Библейские и апокрифические персонажи ранней лирики С. А. Есенина

Наталья Владимировна Михаленко
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН

213
2015-03-13
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Образы библейских, евангельских героев (Христа, Богородицы, Бога-Отца, святых) ранней лирики Есенина (до 1917 г.) восходят к фольклорным, апокрифичным, иконописным, собственно богословским источникам. Их интерпретация поэтом сходна с видением этих образов художниками и литераторами к. XIX — н. XX века (В. М. Васнецовым, К. С. Петровым-Водкиным, Н. К. Рерихом, А. М. Ремизовым). Герои дореволюционной лирики поэта связывают небо и землю, являются проводниками процессов горнего мира в мир дольний, соединяют в себе божественные и человеческие черты, становятся символами предреволюционного времени.

Тезисы

Образы библейских, евангельских героев (Христа, Богородицы, Бога-Отца, святых) ранней лирики Есенина (до 1917 года) восходят не только к фольклорным, апокрифичным, собственно богословским источникам, но и к литературным, живописным образам. Образ Иисуса Христа, появляясь в ранней лирике Есенина, становится связующим звеном между природным и божественным началом, ветхо- и новозаветные сюжеты вплетаются в ткань поэтического произведения, повторяясь и реализуясь вновь в природном богослужении. Мотивы Рождества, Пасхи, распятия, входа в Иерусалим повторяются в действиях природы, постоянно осуществляя искупительный подвиг Бога (стихи «Шел Господь пытать людей в любови…», «Сохнет стаявшая глина», «Покраснела рябина…» и др.).
Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, канонам иконописи, но и апокрифическим легендам, связан с психологической манерой изображения Богоматери, принятой художниками конца XIX — начала XX века. Ее образ восходит к гуманному, близкому образу Богородицы из популярного на Руси греческого апокрифа «Хождения Богородицы по мукам», а также к образам произведений А. М. Ремизова («Хождение Богородицы по мукам» и др.), живописным работах В. М. Васнецова, К. С. Петрова-Водкина. В стихах Есенина Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия: «Кроют зори райский терем, / У окошка Божья Мать / Голубей сзывает к дверям / Рожь зернистую клевать. // “Клюйте, ангельские птицы: / Колос – жизненный полет”» (поэма «Микола»).
Важнейшим героем ранней лирики Есенина является «милостник Микола» (Николай Чудотворец), заступник и помощник людей. Традиционно образ Его, совместивший христианские и языческие черты, воспринимался на Руси как родственный, близкий. Есенин создает подчеркнуто бытовой, крестьянский облик святого, несколько стилизованный. Он обитает не в Небесном Иерусалиме, а ходит по земле, соединяя таким образом дольние и горние черты: «И идет стопой неспешной / По селеньям, пустырям: / “Я, жилец страны нездешной, / Прохожу к монастырям”. // Высоко стоит злотравье, / Спорынья кадит туман: / “Помолюсь схожу за здравье / Православных христиан”». Есенинский святитель близок образу из «Николиных притч» А. М. Ремизова, схож с изображением Николая Угодника в одноименной картине Н. К. Рериха 1914 г. Святой Микола выступает у Есенина как важный герой предреволюционного времени.
Герои ранней лирики поэта связывают небо и землю, являются проводниками процессов горнего мира в мир дольний. Персонажи есенинских произведений синкретичны, сочетают архетипичные, иконные, живописные, апокрифичные черты, становясь символами, знаками времени.