XLIV Международная филологическая научная конференция

Механизм интерпелляции в советском кино: зов vs взгляд

Илья Александрович Калинин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

Кинозал
2015-03-12
13:00 - 13:35

Ключевые слова, аннотация

Согласно марксистской критике Альтюссера в капиталистическом обществе буржуазная идеологическая интерпелляция  производится через внешний «оклик/зов» со стороны власти, которая таким образом производит своих субъектов/подчиненных. Социалистическую версию подчинения идеологической рамке можно реконструировать на материале советского кино. При этом предполагается сравнить  высокое сталинское кино (прежде всего «Великий гражданин» Эрмлера) и позднесоветский кинематограф (прежде всего «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова).

Тезисы

Согласно марксистской критике Луи Альтюссера в капиталистическом обществе буржуазная идеологическая интерпелляция  производится через внешний "оклик/зов"со стороны власти (собственно, так и переводят его теоретический неологизм "интерпелляция") со стороны власти, которая таким образом производит своих субъектов/подчиненных (собственно говоря, это те - кто обернулся на этот внешний зов, опознав его как обращенный именно именно к ним).Про социалистическую интерпелляцию марксист Альтюссер, конечно, не пишет, предполагая, что социалистическое общество опирается на объективность практики, а не на "ложное сознание", кристализовавшееся в идеологии.
Однако, социалистическую версию подчинения идеологической рамке можно реконструировать на материале советского кинематографа. Если в случае, описанном Альтюссером, идеологическая субъективация производится через зов, за которым стоит некая внешняя инстанция власти, в советском кино можно обнаружить другой способ, реализующийся не через внешний зов, а через взгляд, который субъект ощущает на себе или сам же и его и производит как обращенный на себя. Этот тип интерпелляции можно выразить с помощью следующей схемы: "Для того, чтобы почувствовать на себе мобилизующий взгляд Ленина, не обязательно находиться под его портретом". Таким образом, индивид сам и производит этот мобилизующий взгляд, проецируя его на себя и совершая над собой усилия по собирания себя в качестве политически активного и идеологически сознательного субъекта.
Предполагается сравнить  высокое сталинское кино (прежде всего "Великий гражданин" Эрмлера) и позднесоветский кинематограф (прежде всего "Свой среди чужих, чужой среди своих" Михалкова).