XLIV Международная филологическая научная конференция

Иконология Аби Варбурга и проблема интермедиальности в литературном тексте (на примере романа Гете «Избирательное сродство»)

Мария Павловна Кнерцер
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

215а
2015-03-11
14:10 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Объектом пристального внимания многих современных исследователей является интермедиальная составляющая романа Гете «Избирательное сродство»: синтез искусств и визуализация образов. Иконологический метод интерпретации произведений искусства, предложенный историком культуры Аби Варбургом, приобретает первостепенное значение при попытке визуального анализа театрализованных постановок — «живых картин» в романе, открывая возможность расширенного толкования структуры и иконографии произведения Гете.

Тезисы

Теория интермедиальности предусматривает изучение взаимодействия литературного текста с другими видами искусства, представляя собой некий «диалог культур», неразрывно связанный с визуальной памятью поколений. Ключевым понятием для немецкого историка культуры Аби Варбурга, основоположника иконологического метода интерпретации произведений искусства, является «память», ее «реактуализация» в визуальных образах. Следует отметить, что категория «памяти» для Гете, равно как и субъектно-объектные отношения в визуальном плане, на протяжении всей жизни представляла исключительный интерес.
Роман «Избирательное сродство» (1809) по праву можно назвать уникальным произведением XIX века, интерес к которому не иссякает и по сей день. На сегодняшний момент не существует единственно верного «декодирования» гетевского текста. Всевозможные интерпретации различных аспектов романа появляются из года в год. В этом произведении обозначена проблема интермедиальности в целом, обращение к разным видам искусства, их синтез и взаимопроникновение друг в друга. В этой связи особенный интерес представляют театрализованные постановки, описанные в четвертой, пятой и шестой главах II части романа: пантомима Артемизия, три «живые картины» («Ослеплённый Велизарий, выпрашивающий подаяние», «Эсфирь перед Агасфером», «Отеческое наставление») и Презепе, рождественский вертеп. Смешение и взаимосвязь драматических, музыкальных и изобразительных искусств четко обозначены  в момент воссоздания на сцене известных зрителям произведений.
Применяя иконологию Аби Варбурга, аппелирующую к визуальной памяти поколений, представляется возможным «вскрыть» иконографический пласт структуры гетевского произведения и максимально подробно «расшифровать» пластические аттитюды и антикизированный «язык жестов», к которым так часто — и порой неосознанно — прибегают герои романа, то и дело представая в живописном «образе» словно как на картине.