XLIV Международная филологическая научная конференция

Жанр рассказа в стихах: генезис и типология

Мария Марковна Гельфонд
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)

188
2015-03-10
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен истории развития и типологии неканонического лирического жанра — «рассказа в стихах». Его формирование приходится на вторую половину 1830-х — начало 1850-х гг. и обусловлено процессами распада системы лирических жанров и прозаизации лирики. Типологические черты данного жанра во многом определяются его генезисом: это переосмысление стихотворной притчи, редукция больших повествовательных форм («романа в стихах», стихотворной повести) или перенесение на лирическую почву малых эпических жанров (новелла, рассказ, физиологический очерк).

Тезисы

1. Ряд современных исследователей (Д. М. Магомедова, О. В. Зырянов) с опорой на жанровые концепции Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова выделяют жанр "рассказа в стихах" как "неканонический гибридный лирический жанр", возникающий в результате распада системы лирических жанров и в процессе прозаизации лирики. Формирование данного жанра происходит несколькими путями, каждый из которых оставляет свой жанровый "след": притча — итоговую сентенцию; прозаический рассказ или физиологический очерк — фабульность, объективацию, привнесение чужого слова; стихотворная повесть или роман в стихах — разграничение сюжетного события и "события рассказывания".
2. Несмотря на ряд общих черт между произведениями жанр "рассказа в стихах" внутренне неоднороден; его типология во многом определяется генезисом. Так, в лирических рассказах романного типа, как правило, усиливается не только повествовательное, но и лирическое начало. Такие рассказы в стихах предполагают либо композиционную "раму" (Н. А. Некрасов, "В дороге"), либо повествование от первого лица, в которых автобиографическое начало проступает даже сквозь "ролевую лирику" (Некрасов, "Еду ли ночью по улице темной..."). Стихотворные рассказы, отталкивающиеся от жанровой модели притчи или "рифмованной легенды" (Е. А. Боратынский, "Мадонна"), отличаются некоторой условностью фабулы и обязательной финальной сентенцией. Перенос на стихотворную почву малых эпических жанров (фельетона, рассказа или физиологического очерка) практически выводит произведение за границы лирики (Н. П. Огарев, "Обыкновенная повесть").
3. Лирическая природа "рассказа в стихах" определяется несовпадением двух основных событийных рядов: фабульной событийности и "события рассказывания". Подлинным лирическим потенциалом обладает именно второе. Нарративность лирического произведения оправдывается авторской субъективностью. В то же время резкое преобладание фабульного начала при ослаблении лирического практически подводит данный жанр к кризису середины 1880-х годов и объясняет равнодушие к нему старшего поколения символистов.
4. Новую жизнь жанр "рассказа в стихах" получает в творчестве И. Ф. Анненского. Его дальнейшее развитие связано с творчеством А. А. Ахматовой, В. Ф. Ходасевича и других поэтов постсимволистской эпохи.