XLIV Международная филологическая научная конференция

Революционная пьеса Поля Эрвье «Теруань де Мерикур»

Ольга Константиновна Осипова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2015-03-14
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

«Теруань де Мерикур» (1902) — единственная пьеса французского драматурга Поля Эрвье на историческую тему. Пьеса была написана специально для Сары Бернар. Теруань де Мерикур — реальная историческая личность, принимавшая активное участие в Великой Французской революции. Страсть, с которой она была предана революционному движению кажется очень театральной, показной, однако это было в духе эпохи. Хотя пьеса не имела успеха во Франции, благодаря тому, что в ней затронуты революционные события, новую жизнь она должна была обрести на советской сцене 1920-х гг.

Тезисы

Кросскультурная коммуникация между Россией и Францией 1920-1930х годов затрагивает также и театр. После революции 1917 года советский театр неоднократно обращался к теме Французской революции: режиссеры искали определенного «созвучия» между этими двумя историческими событиями. В начале 1920-х в Москве и Петрограде появляются спектакли «Смерть Дантона» и «Дантон». К таким же попыткам поиска соответствий относится и постановка драмы Поля Эрвье «Теруань де Мерикур» в театре Дворца Октябрьской революции, премьера которого состоялась в 1919 году. На советской сцене спектакль шел под названием «Карманьола». В то время французские революционные песни были хорошо известны отечественному зрителю, некоторые даже инсценировались (например, в театре-студии ХПСРО). Можно предположить, что для нового советского зрителя тема французской революции стала хорошо известна, однако имя Теруань де Мерикур было не так популярно, как имена Дантона и Робеспьера, поэтому название спектакля было изменено. Теруань де Мерикур – реальный исторический персонаж, хорошо известный во Франции. Считается, что именно ее изобразил Делакруа на своей известной картине «Свобода, ведущая народ». Также есть распространенное мнение, что именно она вела толпу 5 октября 1789 г. в Версаль с требованием хлеба. Если для простого советского зрителя эта революционерка была малоизвестна, то для образованной публики того времени образ Теруань де Мерикур был знаком. Мы можем найти замечание Александра Блока, которое относится к 1920-м гг.: «Когда думали о пьесах с главной женской ролью, то вспоминали: Антигону, Марию Стюарт, Сафо (Грильпарцера), трагедии Расина, Корнеля, Герцогиню Падуанскую (Уайльда), Марион де Лорм (Гюго), Воители в Гельголанде, или Северные богатыри (Иордис), Орлеанскую деву, Теруань де Мернкур (Эрвьё), Лизистрату (Аристофана)» [1]. Пьесы французского драматурга Поля Эрвье (1857—1915) неоднократно появлялись на русской сцене до революции 1917 г., однако писатель утратил свою былую популярность. В своих произведениях Эрвье, в основном, описывал современное ему французское общество; «Теруань де Мерикур» - его единственная пьеса на историческую тему. Пьеса была написана специально для великой Сары Бернар, но, к сожалению, она не имела большого успеха. Та же судьба постигла драму и на советской сцене. Французского зрителя должна была привлекать судьба несчастной Теруань, поддерживавшей жирондистов, которая потеряла рассудок, когда 13 мая 1793 года толпа якобински настроенных женщин жестоко ее извила. Последний акт, когда Теруань находится в доме для умалишенных, – лучший для раскрытия таланта актрисы. Зрителям Дворца Октябрьской революции такой образ революционерки, с тонкой душевной организацией, которая пострадала от рук других революционеров, был чужд. В итоге, дальнейших постановок драмы не было, пресса о спектакле промолчала. На примере театра 1920-х гг. мы видим, что на советской сцене появляется ряд спектаклей, в основу которых положены события Французской революции, при этом не все инсценировки были удачными. Так, мы можем говорить о явном влиянии французской культуры на советскую культуру рассматриваемого периода.

Литература:
1. Блок. А.А. <О репертуаре> // Блок А.А. Собрание сочинений : В 8 т /Под общ. ред. В.Н. Орлова [и др.]; [Вступ. статья, подготовка текста и примеч. В. Орлова]. Т. 6. - Москва Ленинград : Гослитиздат. Ленингр. Отд-ние, 1962. с. 477