XLIV Международная филологическая научная конференция

«Декоративные поэтические фантазии» О. Уайлда

Элина Владимировна Седых
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

215а
2015-03-11
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь идет о декоративности поэтического творчества О. Уайлда 1880–1890-х гг. Категория декоративности была воссоздана в творчестве прерафаэлитов, под их влиянием стала знаковой в модерне и символизме. Декоративность характерна для первого поэтического сборника Уайлда, насыщенного архаизмами. Декоративный диптих составляют поэмы из циклов «Цветы на ветру» и «Цветы Золотые». Принцип декоративности прослеживается и в поздних произведениях, например, в «Декоративных фантазиях: Панно и Воздушные шары».

Тезисы

Для поэтического творчества О. Уайлда характерна декоративность, апеллирование к декоративным началам художественного текста. Декоративность усиливает выразительную и организующую роль произведения, создает орнаментальную красоту, украшает обыденное, сиюминутное. Она помогает созданию целостного описания, формирует особую, декоративно-смысловую картину мира.
Декоративность как художественная категория возродилась в контексте творчества прерафаэлитов и под их влиянием стала знаковой в модерне и символизме. Категория декоративности стала основным компонентом стилистики Уайлда 1880–90-х гг. Вслед за Моррисом Уайлд считал, что произведение искусства должно обладать декоративностью: не только рассказывать о чем-то и что-то выражать, но и представлять чистую, осознанную красоту, быть орнаментальным, являться органичной частью прекрасного целого.
В 1881 г. Уайлд выпустил первый поэтический сборник, в который вошли поэмы, пропитанные интертекстуальностью: в нем звучали голоса Шекспира, метафизиков, романтиков, прерафаэлитов, символистов. Поэмы были эстетскими, воспевающими красоту наслаждения и озарения, и декоративными. Каждая поэма сборника представляла собой картину, гобелен, фреску. Сборник имел строгую архитектурную композицию: пять поэтических циклов («Свобода», «Тайная Роза», «Цветы на ветру», «Цветы Золотые», «Четвертое движение») чередовались с поэмами («Сад Эроса», «Бремя Итиса», «Хармид», «Пантея», «Во человечестве»). В состав книги были включены «Впечатления о театре». Синтетичность сборника, в первую очередь, базировалась на декоративности. Все поэмы в качестве «декоративной канвы» насыщены архаизмами и устаревшими синтаксическими конструкциями. Многие из них стилистически декоративны («декоративные истории»); они воплощают в себе культ растительных форм и персонифицируют мифопоэтическую модель уайлдовского «сада» (параллель с «садом» Морриса).
Самыми «декоративными» являются поэмы из циклов «Цветы на ветру» и «Цветы Золотые». Цветы на ветру — одинокие, застывшие в порыве откровений поэтические шедевры очеловеченной городской природы («Утреннее впечатление», «Серенада», «Эндимион»). Это необычно-прекрасные впечатления, яркие вербальные картины, наполненные кристальной музыкой ветра. Цветы золотые — антитеза цивилизованной декоративности природы, воплощение необузданной декоративности искусства («В Золотой Комнате: Гармония», «Могила Китса», «Интеллектуальная любовь»). Данный цикл содержит аллюзию к Золотому Дому Нерона, руины которого были обнаружены в Риме в XV в. Все поэмы цикла связаны образами и тематикой с предметами искусства; они живописно-декоративны, визуальны, наполнены реминисценциями. Декоративный диптих цветов на ветру и цветов золотых демонстрирует двоякое отношение Уайлда к интерпретации жизни и искусства с точки зрения первичности одного из этих элементов (в этом он является последователем концепции взаимосвязи жизни и искусства прерафаэлитов).
Уайлд возвращался к принципу декоративности поэтического текста в публиковавшихся в различных изданиях стихотворениях («Впечатление I: Сад», «Впечатление II: Море», «Под балконом», «Розы и рута», «Сад Тюильри», «Симфония в желтом»). Шедевр поэта — «Декоративные фантазии: Панно и Воздушные шары». С одной стороны, стихотворения являются вариациями на темы из книги «Галантные празднования» П. Верлена и связаны с идеями живописи французского импрессионизма. С другой стороны, в них по-прежнему ощущается влияние эстетических идей прерафаэлитов, имплицитно цитируются мотивы декоративного искусства Морриса. Поэтические декоративные фантазии Уайлда звучали свежо, многокрасочно, были оригинальны, эстетичны потому, что впитали в себя изысканную декоративность. Его поэзия, как и поэзия Морриса, стремилась стать вещной, зримой, осязаемой. Она отличалась материальностью изобразительной манеры и предметностью. Уайлд как истинный творец красоты сумел почувствовать декоративность искусства и воплотить ее в своих произведениях.