XLIII Международная филологическая научная конференция

Отражение фоносферы в диалектной речи (на материале пермских говоров)

Мария Геннадьевна Вершинина
Докладчик
доцент
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

184
2014-03-14
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается фрагмент звуковой языковой картины мира, эксплицированный в языке фоносемантическими средствами (ономатопеей), – фоносемантическая звуковая картина мира. Выявляется специфика категоризации звукового пространства в фоносемантической звуковой диалектной картине мира,  устанавливается ее антропоцентрический характер, определяется ядро и периферия, звуковые лакуны и звуковые доминанты представленного варианта картины мира.


Тезисы

Фоносфера – звуковая среда, окружающая человека. Фоносфера является внешней средой звукоизобразительной системы языка, обусловливающей специфику фоносемантической звуковой картины мира различных этносов. Под фоносемантической картиной мира понимается фрагмент языковой картины мира, эксплицированный в языке фоносемантическими средствами. Фоносемантическая звуковая картина мира – это фрагмент звуковой языковой картины мира.
Основным средством экспликации в языке фоносемантической звуковой картины мира является ономатопея (первичные звукоподражания и звукоподражательная лексика).
Категоризация звукового пространства, отраженного в фоносемантической диалектной звуковой картине мира, обусловлена фоносферой и отражает три основные звукосферы: биофоносфера, антропофоносфера и социофоносфера. Фоносемантическая звуковая картина мира пермских говоров эксплицирована в диалектной речи 11 полями (биофоносфера: атмофоносферагидрофоносфералитофоносфераживые существа; антропофоносфера:соматофоносферакинемофоносфералингвофоносфера; социофоносфера: сигналофоносфератехнофоносфера,музыкофоносферамифофоносфера).
Фоносемантическая диалектная звуковая картина мира носит антропоцентричный характер. Звуки удара, говорения, плача, голосов животных и птиц и другие составляют ядро рассматриваемого варианта картины мира, ее «фундаментом» являются акустические ономатопы удара. Анализ показывает, что человек традиционной культуры сориентирован на природу и природные звучания. В то же время преобладание единиц антропофоносферы над остальными полями показывает, что носитель традиционной культуры не до конца органично вписывается в биосферу и не является абсолютной ее частью.
На основании количественного анализа выделяются звуковые доминанты и звуковые лакуны диалектной фоносемантической звуковой картины мира, которые отражают прагматический характер восприятия звуковой среды, окружающей человека.