XLIII Международная филологическая научная конференция

Категория памяти в «Божественной Комедии» Данте

Кристина Семеновна Ланда
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-13
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются модусы реализации категории памяти в «Божественной Комедии» Данте на всех уровнях поэмы как единой системы. Память анализируется как философское и теологическое понятия, к которым обращается поэт; как мотив, сквозной нитью проходящий через все три кантики; как основная характеристика персонажей; наконец, как основной сюжетообразующий прием «Комедии». Это первая попытка описания «мнемонической» структуры поэмы в отечественном дантоведении. 

Тезисы

Темой настоящего доклада является категория памяти в «Божественной Комедии» Данте. Цель работы – выявить роль данной категории в художественном мире поэмы. Для этого мы проанализировали модусы реализации категории памяти на всех уровнях поэмы как единой системы. Автор вводит мотив памяти как инструмента своего повествования, делающего его в принципе возможным (ср. «Ад», II, 9). Вся поэма выстроена на пяти мнемонических принципах античной риторики: конкретике, визуализации, топической конфигурации, локализации и мнемоническом маршруте [ср. Weinrich 1994: 14–16, по: Antonelli 2003: 37]. Художественный вымысел поэт выдает читателю за структурируемый им поток накопленных памятью героя сведений и образов. «Качество» декларированной автором памяти  поэта-персонажа меняется от кантики к кантике: если в «Аде» и «Чистилище» память была по существу исторической, то в третьей кантике, где из мира исчезают признаки всякой телесности, память преобразуется в мистическую, запечатлевающую духовную реальность.  Память проявляется в поэме и как характеристика остальных персонажей. Их описание формируется воспоминанием тех событий в их земной жизни, которые оказали решающее влияние на их положение в жизни загробной. Мотив памяти играет в поэме сюжетообразующую роль. Образ памяти наполнен в «Комедии» философским и теологическим содержанием. Сам автор выстраивает поэму как ряд воспоминаний. Этот ряд основывается на восприятии героем увиденного им. Когда воспринимаемый объект превышает возможности человеческого восприятия, поэма логически завершается. Описание универсального опыта через личное переживание является безусловным художественным открытием Данте, и именно прием «воспоминания» дает возможность его совершить. Литература: Dante Alighieri. La Divina commedia. Commento di A.M. Chiavacci Leonardi. Antonelli R. Memoria rerum et memoria verborum. La costruzione della Divina Commedia // http://cvc.cervantes.es/literatura/criticon/PDF/087-088-089/087-088-089_041.pdf