XLIII Международная филологическая научная конференция

Между фактом и фикцией: колледж Иисуса в исследованиях и готических новеллах Артура Грея

Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-03-15
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Артур Грей (1852–1940) – сотрудник кембриджского колледжа Иисуса, ученый, преподаватель, автор готических новелл. В Кембридже работал целый круг авторов, отдавших дань этому жанру наряду с научной деятельностью (наиболее известен М. Р. Джеймс), но А. Грей выделяется тем, что посвятил и ряд монографий, и томик готических рассказов истории родного колледжа – реальной и фиктивной. Эта ситуация предоставляет возможность как для сопоставления интерпретаций истории на разных «языках», так и для более глубокого проникновения в поэтику британских ghost stories.

Тезисы

Артур Грей (1852–1940) – сотрудник кембриджского колледжа Иисуса, ученый, преподаватель, автор готических новелл. В Кембридже работал целый круг авторов, отдавших дань этому жанру наряду с научной деятельностью (наиболее известен М. Р. Джеймс), но А. Грей выделяется тем, что посвятил и ряд монографий, и томик готических рассказов истории родного колледжа – реальной и фиктивной. Эта ситуация предоставляет возможность как для сопоставления интерпретаций истории на разных «языках», так и для более глубокого проникновения в поэтику британских ghost stories.
Героями новелл Грея становятся реальные лица, преимущественно работавшие в колледже или как-то связанные с ним в XVI–XVII вв. – в период Реформации и религиозных конфликтов. Это вполне соответствует научным интересам автора, которого более всего занимал данный период с акцентом на отдельные личности в большей мере, чем на воссоздание общей картины. Одновременно в текст вводятся вымышленные лица и события, причем автор явно рассчитывает на узкую аудиторию «своих», способных отличить факты от мистификации – ход весьма в духе «антикварной готики», играющей с фактами и фикцией, достоверным и мнимым (один из вариантов темы «веры и скепсиса», ключевой для готической новеллы). Собственно сверхъестественные события занимают в повествовании не так много места и поданы таким образом, что при желании их можно истолковать как пригрезившиеся персонажу, плод ошибки восприятия или неверного прочтения источников. Одновременно автор старательно имитирует документальность – всем стилем повествования, обилием исторических подробностей и оформленными по всем правилам ссылками на реальные и фиктивные источники. Подобная псевдодокументальность иронична, что подчеркивается псевдонимом, под которым публиковались рассказы – Ingulphus, святой, с чьим именем была связана громкая литературная мистификация. Грей создает оригинальную версию готической новеллы, доводя некоторые особенности жанра до логического предела.