XLIII Международная филологическая научная конференция

Насилие как важнейшее условие построения сюжета и женский архетипический первообраз в современном отечественном кино

Марина Александровна Шарапова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

кинозал
2014-03-12
17:00 - 17:40

Ключевые слова, аннотация

На примере фильмов «Жила-была одна баба (2011) А. Смирнова, «Сказка про темноту» Н. Хомерики (2009) и «Юрьев день» К. Серебренникова (2008) автор рассматривает насилие в качестве важнейшего условия возникновения драматической ситуации в сюжете кинопроизведения, когда давление обстоятельств препятствует реализации целей героинь. Поступки женских персонажей, связанные с преодолением трудностей, внешнего насилия позволяют соотнести их образы с характерным для русской традиции двуединым первообразом Матери-земли в языческой традиции и Богородицы в христианском миропонимании.

Тезисы

Действие фильма «Жила-была одна баба» связано с Гражданской войной. Война предстает метафорой жестокости российской жизни. Героиня – крестьянка Варвара – воплощение женского архетипического первообраза, рифмующегося с мегаобразом России. Варвара по-христиански смиренна, но по-язычески прибегает к волхованию, увеличивающему количество испытаний, которые ей предстоят. Крест на шее героини – древлеправославный. Соединение образов Варвары-России и Варвары-старообрядки помогает иначе увидеть финальную мистерию фильма. Истинная вера, благочестие недоступны на Руси.
Героини картин «Сказка про темноту» и «Юрьев день» способны преобразовывать жестокий окружающий мир, наполняя его любовью, возвращая в него гуманистические идеалы.
«Сказка про темноту» повествует о судьбе одинокой женщины в российской провинции. У героини знаковое имя − Ангелина. Несмотря на травматичность общения, на неудачи, преследующие ее в поисках человеческого в «темноте» окружающего мира, Ангелина не отчаивается. У женщины с ангельским именем получается приблизить мир к гармонии благодаря тому, что ей присущи черты женского архетипического первообраза, обладающего сакральной силой. Это способствует расширению рамок повествования, превращая сюжет в миф о бытии, где мужчина находит спасение благодаря женщине.
В фильме «Юрьев день» путешествие в провинцию главной героини фильма Любови Васильевой  оказывается погружением в космогоническое пространство «Руси-матушки». Безуспешные поиски сына героини оборачиваются ее превращением из представительницы богемы в уборщицу больницы для уголовников, поющую на клиросе храма. Метафизика окружающего пространства губит героиню, уничтожая ее как отдельную личность и возрождает для нового существования. Трагедия героини здесь промысел Божий. Любовь Васильева становится матерью чужим сыновьям, оказывающимся родными, исходя из сверхреального понимания, сошедшего на нее свыше. Преображенная героиня внутренне близка двуединому образу Матери-земли и Богородицы.