XLIII Международная филологическая научная конференция

Влияние профессиональной принадлежности на особенности текстопостроения

Ксения Евгеньевна Ромашева
Докладчик
студент 4 курса
Пермский государственный университет

114
2014-03-13
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Языковые структуры (в частности – нарратив) являются способом конструирования и трансляции идентичности. Понятие идентичности активно используется в современном гуманитарном знании, поскольку индивид действует в социальной среде именно как набор идентичностей. Идентичность представляет собой сложное многоуровневое образование, при формировании которого большую роль играют процессы социализации, самоопределения и идентификации. В работе анализируются особенности идентичности работников медицинской сферы, а также специфика текстопостроения представителей данной профессии.

Тезисы

Текстовая деятельность, по мнению Т.М. Дридзе, является способом фиксации и вместе с тем и формирования социальных структур: «Вне порождения и интерпретации текстов немыслим обмен знаниями и опытом, умениями и навыками, эмоциями, ценностями и нормами – этими важнейшими ориентирами человеческой деятельности, не говоря уже о том, что сами эти ориентиры возникают, поддерживаются, а порой и устраняются именно в ходе текстовой деятельности».
Нарратив – форма дискурса, через которую реконструируется и репрезентируется прошлый опыт для себя и других; то же касается и будущего опыта. Основой нарратива является повествование о себе, посредством нарратива человек создает собственное описание действительности и себя в этой действительности. Понятна перспективность использования этого метода при изучении того, как личность презентует свою идентичность.
Особенность устного спонтанного монолога заключается в том, что он занимает промежуточное положение между чтением и диалогом с точки зрения непринужденности речи. Специфика монолога заключается в том, что говорящий ориентируется на слушающего, но при этом не получает от него развернутой вербальной реакции. Таким образом, устный спонтанный монолог позволяет выявить особенности текстопостроения, характерные именно для данного информанта.
При анализе структурных компонентов устных спонтанных монологов медиков обнаруживается несколько стратегий построения текста. 1. Построение текста по заданной схеме (автобиография, работа, завязка, осложнение, развязка, включение структуры «текст в тексте» и оценочного блока). 2. Построение текста, допускающее пропуск одного или нескольких структурных элементов. При этом обязательно сохраняются блоки «Автобиография» и «Работа», а также оценочный блок. Таким образом, самой частотной моделью является модель, выстроенная по схеме «Автобиография – работа + оценка». Можно говорить о том, что профессиональная идентичность оказывает большое влияние на процессы текстопорождения.