XLIII Международная филологическая научная конференция

О постановках драм Поля Клоделя в России

Ольга Осипова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2014-03-15
17:05 - 17:25

Ключевые слова, аннотация

La Russie a découvert le théâtre de Paul Claudel dans les années 1912-1913, puis ses deux pièces ont été mises en scène, l’Echange en 1917 et l’Annonce faite à Marie en 1920. En Russie soviétique on ne s’intéressait pas aux questions religieuses et mystiques de Claudel, mais plutôt on y trouvait des idées qui correspondaient à l'époque. 
В России две пьесы Поля Клоделя впервые были поставлены на сцене в 1920-е годы («Обмен» в 1917 и «Благовещение» в 1920). В советской России не интересовались религиозными вопросами, которые поднимал Клодель, но в его пьесах нашли идеи созвучные новой эпохе.

Тезисы

Известное всем французам ХХ в. имя писателя П. Клоделя в России не столь популярно. Тем не менее, его пьесы нашли сценическое воплощение и в советской России, правда, только в самом начале 1920-х годов, затем ситуация вновь изменилась. Как пишет Н. Ю. Соловьева, в 1920-е годы, когда искусство стремится «сбросить с корабля современности» груз прошлого и построить новый мир, новый «рай на земле», – еще достаточно сильны эстетические тенденции века XIX, сильна еще «культурная инерция». Московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова последовательно продолжал поиски в спектаклях полярных жанров, обращаясь к крупнейшим произведениям мировой классики, таким, как «Федра» Ж. Расина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Гроза» А. Н. Островского. В таком контексте постановка пьесы современного французского драматурга П. Клоделя «Благовещение» кажется удивительной. Однако такому выбору находится объяснение. По мнению Таирова, поставившего пьесу Клоделя «Благовещение», для нового актера наиболее желателен жанр арлекинады и мистерии. Притом мистерия должна быть современной. [Таиров, 1921] Средневековые мистерии не подходили по причине их «клерикальности», клоделевская мистерия в интерпретации Таирова стала «мистерией любви», лишенной церковной догматики. Драма лишилась последнего акта, таким образом, акцент был смещен с христианского чуда на индивидуальную драму. Такое понимание было вполне в духе того времени. Таким образом, мистерия «Благовещение» как нельзя лучше подходила требованиям советской сцены 1920-х годов. Однако из-за религиозной направленности творчества П. Клоделя дальнейшие постановки стали невозможны. При этом нужно отметить, что сама постановка 1920 года не была очень успешной.
Литература:
Таиров А. Я. К постановке «Благовещения» // Культура театра №1 М., 1921. С. 8–11.
Соловьева Н. Ю. Драматургия 1920-х годов: образ советской эпохи: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01:   – М., 2005. – 184 с.