XLIII Международная филологическая научная конференция

Реализация компетентностного подхода в профессионально ориентированных учебных пособиях по иностранному языку для студентов неязыковых вузов

Наталия Юрьевна Федорова
Докладчик
преподаватель
Российский государственный гидрометеорологический университет

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-14
16:15 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён актуальной проблеме: реализации компетентностного подхода в профессионально ориентированных учебных пособиях по иностранному языку для студентов неязыковых вузов. На основе анализа основных направлений совершенствования содержания и методов обучения иностранному языку в контексте компетентностного подхода автор формулирует педагогические характеристики учебного пособия, позволяющие создать условия для формирования целевых компетенций будущих выпускников вузов.  

Тезисы

Основным направлением модернизации учебного процесса, которое требует соответствующего учебно-методического обеспечения, признаётся усиление направленности обучения на практическую профессиональную деятельность, разработка способов интеграции и координации иноязычных и профессиональных знаний и умений.
Значительное внимание уделяется созданию условий для социального и культурного развития выпускника средствами иностранного языка, раскрытия его творческого потенциала, формирования мотивации к учебной и профессиональной деятельности. Компетентностный подход к обучению иностранному языку означает не только формирование готовности выпускников вузов к использованию иностранного языка для решения практических задач, но и совершенствование их профессионально значимых личностных качеств.
Важным фактором является связь учебного материала с реальностью, с образовательной средой.
Содержание учебного пособия должно проектироваться исходя из содержания коммуникативной компетенции, на формирование которой направлено обучение. Коммуникативная компетенция трактуется как способность к межкультурному общению, значимыми компонентами которой являются социокультурные, социолингвистические, дискурсивные аспекты общения.
Одним из условий эффективности обучения является проблемный характер используемых учебных материалов.
Пристальное внимание уделяется разработке путей повышения эффективности самостоятельной деятельности обучающихся.

Таким образом, в числе основных характеристик учебного пособия по иностранному языку для профессионально ориентированного обучения студентов вузов следует выделить: а) междисциплинарность и практическая профессиональная направленность; б) акцент на социолингвистическом аспекте создаваемых студентами речевых продуктов, а также способах, стратегиях, риторических правилах создания текстов; в) связь с образовательной средой; г) направленность на инициирование продуктивной деятельности; д) проблемность; е) организация самостоятельной учебной деятельности.