XLIII Международная филологическая научная конференция

Профессионально-ориентированное обучение языку студентов-социологов

Наталья Викторовна Смирнова
Докладчик
старший преподаватель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-14
16:00 - 16:15

Ключевые слова, аннотация

В статье рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов социологических специальностей на базе компетентностного подхода, и ее актуальность в связи с возрастающей ролью профессионального иноязычного общения современных специалистов. Цель статьи – проанализировать квалификационную характеристику современного специалиста-социолога, цели обучения и специфику содержания обучения профессиональному иноязычному общению на социологическом факультете в контексте формирования академической грамотности. 

Тезисы

Изменения, которые происходят в глобальном современном обществе, способствуют трансформации образовательной парадигмы и резкому расширению миссии университетов в обществе знания. Происходящие изменения, несомненно, затронули понятие и природу  грамотности современного человека, которая в западной среде стала аналогичной образованию на протяжении всей жизни. В целом, происходит расширение понятия грамотности. Речевое взаимодействие участников коммуникации в академической среде осуществляется на основе владения всеми участниками умениями, и знаниями данной среды, нормами и образцами речевого поведения. Основой же данного взаимодействия мы считаем академическую грамотность, которая формируется в процессе обучения человека в высшем учебном заведении и продолжает развиваться в течение всей профессиональной жизни человека. Автор выдвигает гипотезу о том, что введение концепта академической грамотности поможет точнее определить цели и содержание профессионально-ориентированного обучения, так как станет той базой, которая позволит реализовать обучение междисциплинарного характера. Для теоретического обоснования вводимого понятия, автор проводит анализ существующих концепций  грамотности, а также опирается на понятие академического вида культуры и академического дискурса. Основным средством формирования академической грамотности являются иноязычные профессиональные тексты академического характера. Автор, анализирует их роль, сущность, типологические характеристики, обосновывает их роль в формировании данного вида грамотности на базе предложенной классификации академических текстов. На основе анализа существующих подходов к определению содержания и структуры АГ, автор выделяет ее структурно-содержательные компоненты и ядро.