XLIII Международная филологическая научная конференция

Малая проза св. Игнатия Брянчанинова: синтез поэзии и риторики

Александр Александрович Чуркин
Докладчик
-

188
2014-03-13
16:25 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Творчество св. Игнатия Брянчанинова (1807 – 1867) занимает уникальное место в истории русской литературы в целом, и духовной литературы в частности, благодаря укорененности его творчества в равной мере как в православной святоотеческой традиции, так и светской культуре своего времени. В докладе анализируется то, как причастность этим двум сферам оказала влияние в том числе и на поэтику его произведений.



Тезисы

Особое место в наследии св. Игнатия занимают несколько небольших миниатюр, которые можно было бы назвать «стихотворениями в прозе», если вынести за скобки то, что это проза церковно-риторическая. Отличительной особенностью этих произведений является специфичное привнесение в духовный текст мотивов, свойственных сентименталистской поэзии. В некоторых из них отчетливо проступают образы, соотносимые с жанром «кладбищенской поэзии», в других меланхолическое созерцание природы. Однако, под пером св. Игнатия они обретают новое звучание, переосмысляются в русле православной проповеднической традиции. Особенности стилистики этих произведений св. Игнатия удобно рассматривать на примере миниатюры «Голос из вечности» (1848). Впервые она была опубликована в первом прижизненном издании Сочинений епископа Игнатия в 1865 году, однако недавно была обнаружена и опубликована ранняя редакция этого произведения, сохранившаяся в одном из частных писем писателя. Сличение этих двух вариантов позволяет лучше понять эстетические принципы, которыми руководствовался св. Игнатий как автор. Готовя «Голос из вечности» к публикации, св. Игнатий подверг его значительной правке. Он дополнил его введением, традиционным для жанра «кладбищенской поэзии». Общее содержание основного текста он оставил почти без изменений, но внес довольно большое количество стилистических исправлений. Анализ их свидетельствует о желании автора уйти от первоначальной лаконичности слога, утяжелить его, насытив дополнительными риторическими фигурами, догматически прояснить некоторые выраженные в нем идеи. Таким образом, миниатюры св. Игнатия дают нам очень редкий пример удачного синтеза светской поэзии и церковной риторики.