XLIII Международная филологическая научная конференция

Маркеры метадискурсивной информации в научных текстах

Эльнара Камандар-кызы Юсубова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

182
2014-03-13
11:00 - 11:25

Ключевые слова, аннотация

Одна из задач доклада – систематизировать существующие концепции метадискурса и обосновать принимаемую точку зрения. Метадискурс следует рассматривать как один из видов субъективности в тексте,  имеющий разные проявления в разных типах дискурса. В научных текстах, не лишенных субъективного начала, присутствие автора маркируется разными классами грамматических единиц. Метадискурсивные слова и выражения как эго-центрические выражения реферируют не к предметно-денотативному содержанию в текстах, а к самому акту коммуникации.



Тезисы

Доклад посвящен типологии языковых средств представления метадискурсивной информации в немецкоязычных монографиях по лингвистике. Изучение метадискурса – относительно недавнее направление в языковедении. Одна из задач доклада – систематизировать существующие концепции метадискурса и обосновать принимаемую точку зрения. В целом метадискурс следует рассматривать как один из видов субъективности в тексте, имеющий разные проявления в разных типах дискурса. Особую актуальность этот вопрос имеет для научной коммуникации. Общепринято считать, по крайней мере в традиционной грамматике и стилистике, что научный стиль – строго логическое изложение результатов исследований, и этому стилю приписывают идею «бессубъективности». В соответствии с этим субъективное начало чуждо самой природе научного стиля (А. Н. Васильева, О. А. Лаптева). Однако в научном стиле присутствует и прагматическая сторона. Нельзя рассматривать научный стиль вне научной деятельности, где происходит не только логическое изложение научных фактов и передача информации, но и борьба идей, взаимодействие автора с читателем и т.п. (М. Н. Кожина, Н. М. Разинкина, Л. В. Славгородская, Е. С. Троянская, М. П. Котюрова). Таким образом, обнаруживается всегда присутствие автора в научных текстах, маркируемые разными классами грамматических единиц: also, deshalb, somit, bedeutend, wichtig, das heißt, zwar, und zwar, wenn wir exakt vorgehen wollen, Als nächstes müssen wir uns demnach klar darüber sein, Wie wir noch sehen werden, aus diesem Gesagten können wir...,  wie wir schon gesehen haben usw. Такие слова и выражения называют метадискурсивными элементами, они реферируют к автору, и по ним можно моделировать личность адресанта. Поэтому концептуальной базой данного доклада является антропоцентрический подход, ставящий в центр исследований человека говорящего.