Отражение языческих мотивов в текстах У. Шекспира
Мария Олеговна Крицкая
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе предполагается
рассмотреть тексты ранненовоанглийского периода, а именно пьесы У. Шекспира,
выявить использование языческих тем (напр. witch, fairy), описать лексико-контекстную репрезентацию и
проанализировать аксиологическую важность для текста и культуры заданного
периода. В ходе исследования удалось прийти к выводу, что оценка языческих
мотивов, выявленная в анализируемых текстах, легла в основу современного
представления об этих единицах.
Тезисы
Ключевые слова: кельтская мифология; оценка; лингвокультурология
Ключ к пониманию глубинных уровней смысла художественных произведений — обращение к религиозным традициям, которые помогают раскрыть новые грани литературных текстов. Научная новизна работы заключается в выявлении этих традиций в пьесах «Буря», «Сон в летнюю ночь», «Макбет» У. Шекспира, их анализе с лингвокультурологической точки зрения и изучении языческих элементов с помощью аксиологического подхода. В ходе исследования были выделены следующие лексемы: spirit, fairy, puck, witch. Они представляют собой комплекс мифологических образов, которые играют важную сюжетно-образующую функцию и делятся в рамках пьес на положительных и отрицательных персонажей. К положительным персонажам относятся spirit (в текстах часто употребляется как синоним слову fairy), fairy и puck. Эти существа из кельтской мифологии приобрели положительную оценку в комедиях «Буря» и «Сон в летнюю ночь» и представляют собой бессмертных существ маленького роста, тесно связанных с природными стихиями. К отрицательным персонажам относятся ведьмы, которые характеризуются как зловещие и могущественные существа, вмешивающиеся в жизни людей и доставляющие им неприятности. Предполагается, что подобная односторонняя оценка ведьм связана с реформацией католической церкви, в ходе которой изменилось отношение к языческим верованиям, и с проводимой в то время активной охотой на ведьм.
Цель исследования заключается в выявлении, описании и изучении роли и функции языческих языковых единиц в творчестве У. Шекспира, а также в культуре средневековой Англии конца XVI — начала XVII века.
Для исследования были использованы оригинальные тексты пьес «Буря», «Сон в летнюю ночь», «Макбет» под редакцией Б. А. Моват и П. Верстин. Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам филологии и лингвистики, в том числе исследования в области язычества и кельтской мифологии (Н. Пенник, П. Джонс, К. М. Бриггс), работы по лингвоаксиологии (В. И. Карасик, Е. Ф. Серебренникова) и исследования, посвященные изучению мифологических существ в творчестве У. Шекспира (С. Итон, М. Э. Лэм).
Работа выполнена в рамках антропологического подхода с использованием следующих методов анализа: лексико-семантического, сравнительно-сопоставительного, контекстуального, этимологического и культурологического.
Сквозь призму кельтской мифологии, которая относится к языческим верованиям, удалось выяснить, что в анализируемых пьесах У. Шекспира установились определенные образы фей и ведьм, которые впоследствии укоренились в культуре Западной Европы и стали основой для современного восприятия этих мифологических существ.
Ключ к пониманию глубинных уровней смысла художественных произведений — обращение к религиозным традициям, которые помогают раскрыть новые грани литературных текстов. Научная новизна работы заключается в выявлении этих традиций в пьесах «Буря», «Сон в летнюю ночь», «Макбет» У. Шекспира, их анализе с лингвокультурологической точки зрения и изучении языческих элементов с помощью аксиологического подхода. В ходе исследования были выделены следующие лексемы: spirit, fairy, puck, witch. Они представляют собой комплекс мифологических образов, которые играют важную сюжетно-образующую функцию и делятся в рамках пьес на положительных и отрицательных персонажей. К положительным персонажам относятся spirit (в текстах часто употребляется как синоним слову fairy), fairy и puck. Эти существа из кельтской мифологии приобрели положительную оценку в комедиях «Буря» и «Сон в летнюю ночь» и представляют собой бессмертных существ маленького роста, тесно связанных с природными стихиями. К отрицательным персонажам относятся ведьмы, которые характеризуются как зловещие и могущественные существа, вмешивающиеся в жизни людей и доставляющие им неприятности. Предполагается, что подобная односторонняя оценка ведьм связана с реформацией католической церкви, в ходе которой изменилось отношение к языческим верованиям, и с проводимой в то время активной охотой на ведьм.
Цель исследования заключается в выявлении, описании и изучении роли и функции языческих языковых единиц в творчестве У. Шекспира, а также в культуре средневековой Англии конца XVI — начала XVII века.
Для исследования были использованы оригинальные тексты пьес «Буря», «Сон в летнюю ночь», «Макбет» под редакцией Б. А. Моват и П. Верстин. Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам филологии и лингвистики, в том числе исследования в области язычества и кельтской мифологии (Н. Пенник, П. Джонс, К. М. Бриггс), работы по лингвоаксиологии (В. И. Карасик, Е. Ф. Серебренникова) и исследования, посвященные изучению мифологических существ в творчестве У. Шекспира (С. Итон, М. Э. Лэм).
Работа выполнена в рамках антропологического подхода с использованием следующих методов анализа: лексико-семантического, сравнительно-сопоставительного, контекстуального, этимологического и культурологического.
Сквозь призму кельтской мифологии, которая относится к языческим верованиям, удалось выяснить, что в анализируемых пьесах У. Шекспира установились определенные образы фей и ведьм, которые впоследствии укоренились в культуре Западной Европы и стали основой для современного восприятия этих мифологических существ.