Надписи во дворе Фонтанного дома как особая форма современного фольклора
Алиса Сергеевна Лукьянчикова
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию практики оставления надписей во дворе Фонтанного дома в Санкт-Петербурге. Исследование проведено на материалах личного архива, в котором собраны фотографии стен двора и ставит своей целью жанровое определение практики и ее описание. В результате анализа было выявлено, что для текстов надписей двора Фонтанного дома характерны такие фольклорные черты и функции, как проблематизированное авторство, рефлексивная и коммуникативная функции. Эти тексты занимают промежуточное положение между фольклором и литературой из-за особенностей рассматриваемой практики.
Тезисы
Ключевые слова: современный фольклор; городской фольклор; граффити; авторство; поэтический текст
Доклад посвящен исследованию городского фольклора, а именно — практике оставления надписей во дворе Фонтанного дома в Санкт-Петербурге. Рассматривается история возникновения этой практики и её особенности с целью определить, являются ли тексты надписей фольклорными. Надписи во дворе музея Ахматовой привлекают исследовательское внимание как неоднозначный пример народного творчества, который, с одной стороны, выходит за рамки определения фольклора, а с другой — отражает уникальные черты современного городского пространства. Однако ни история появления практики писать стихи на стенах, окружающих двор музея, ни жанровая принадлежность этих текстов, еще не были освещены ни в научном сообществе, ни в современном информационном пространстве. Исследование проведено на материалах личного архива, в котором собраны фотографии стен двора в период с сентября 2021-го по декабрь 2022-го гг. Для выявления особенностей практики был использован сравнительно-сопоставительный анализ текстов разных периодов, а сами тексты рассматривалась в первую очередь как граффити. В ходе исследования было отмечено, что авторство для текстов во дворе музея Ахматовой не только проблематизировано из-за того, что надписи зачастую оставляются анонимно, но и усложнено, потому что нередко содержание граффити составляют цитаты классических литературных произведений или стихи собственного сочинения, у которых есть конкретный автор. Поэтому была предложена классификация текстов по степени авторства, чтобы выстроить индивидуальную структуру текстов. В результате исследования было выявлено, что для текстов надписей двора Фонтанного дома характерны такие фольклорные черты и функции как проблематизированное авторство, рефлексивная и коммуникативная функции. Также они в некотором роде подчиняются «цензуре коллектива». Выделенные черты и функции указывают на близость текстов к фольклору, однако нельзя с уверенностью отнести их к определенному жанру. В отличие от классических фольклорных текстов, у текстов-первоисточников, которые цитируются на стенах, есть автор, а также условный автор есть и у самих граффити, однако в пространстве двора Фонтанного дома уместно говорить о рассеивании права на владение текстом. В отличие от классических фольклорных жанров, надписи на стенах двора Фонтанного дома с трудом подчиняются внутренней классификации, предположительно из-за того, что двор обладает ярко выраженной поэтической тематикой, поэтому тексты занимают промежуточное положение между фольклором и литературой.
Доклад посвящен исследованию городского фольклора, а именно — практике оставления надписей во дворе Фонтанного дома в Санкт-Петербурге. Рассматривается история возникновения этой практики и её особенности с целью определить, являются ли тексты надписей фольклорными. Надписи во дворе музея Ахматовой привлекают исследовательское внимание как неоднозначный пример народного творчества, который, с одной стороны, выходит за рамки определения фольклора, а с другой — отражает уникальные черты современного городского пространства. Однако ни история появления практики писать стихи на стенах, окружающих двор музея, ни жанровая принадлежность этих текстов, еще не были освещены ни в научном сообществе, ни в современном информационном пространстве. Исследование проведено на материалах личного архива, в котором собраны фотографии стен двора в период с сентября 2021-го по декабрь 2022-го гг. Для выявления особенностей практики был использован сравнительно-сопоставительный анализ текстов разных периодов, а сами тексты рассматривалась в первую очередь как граффити. В ходе исследования было отмечено, что авторство для текстов во дворе музея Ахматовой не только проблематизировано из-за того, что надписи зачастую оставляются анонимно, но и усложнено, потому что нередко содержание граффити составляют цитаты классических литературных произведений или стихи собственного сочинения, у которых есть конкретный автор. Поэтому была предложена классификация текстов по степени авторства, чтобы выстроить индивидуальную структуру текстов. В результате исследования было выявлено, что для текстов надписей двора Фонтанного дома характерны такие фольклорные черты и функции как проблематизированное авторство, рефлексивная и коммуникативная функции. Также они в некотором роде подчиняются «цензуре коллектива». Выделенные черты и функции указывают на близость текстов к фольклору, однако нельзя с уверенностью отнести их к определенному жанру. В отличие от классических фольклорных текстов, у текстов-первоисточников, которые цитируются на стенах, есть автор, а также условный автор есть и у самих граффити, однако в пространстве двора Фонтанного дома уместно говорить о рассеивании права на владение текстом. В отличие от классических фольклорных жанров, надписи на стенах двора Фонтанного дома с трудом подчиняются внутренней классификации, предположительно из-за того, что двор обладает ярко выраженной поэтической тематикой, поэтому тексты занимают промежуточное положение между фольклором и литературой.