Оценочная модальность в голосовом тембре (на материале английского языка)
Виталий Сергеевич Бондарчук
Докладчик
студент 5 курса
Минский Государственный Лингвистический университет (МГЛУ)
Минский Государственный Лингвистический университет (МГЛУ)
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматривается вопрос отражения оценочной модальности в тембральной окраске голоса говорящего. В частности, сопоставляются речевые отрезки, идентичные по содержанию, но произнесенные с неодобрительным и одобрительным тембром. Статистический анализ позволил выявить различия в формантных показателях гласных звуков, занимающих финальную (ядерную) позицию в интонационных группах, что свидетельствует о различных намерениях собеседника.
Тезисы
Ключевые слова: оценочная модальность; тембр; тембральные характеристики; формантные показатели; корреляция
В настоящее время модальность широко обсуждается как в отечественном, так и в зарубежном языкознании как одна из ключевых категорий в языке, устанавливающих связь высказывания с внеязыковой действительностью и реализующих его коммуникативный потенциал. Эта категория выражена в каждом аспекте языка, в том числе и в фонетическом. Так, оценочная модальность отражена в тембре голоса.
Изучение отражения аксиологической модальности в голосовом тембре актуально для исследователей-лингвистов, поскольку оно дает представление о социальных факторах, влияющих на использование и интерпретацию языка. Эти знания могут способствовать лучшему пониманию языковых изменений и вариаций, а также роли языка в социальных взаимодействиях.
Цель эксперимента состояла в определении тембральных характеристик голоса, передающих критику или поддержку при полной нейтрализации других языковых маркеров, таких как оценочная лексика, грамматические конструкции или тонально-мелодическое оформление.
Для достижения этой цели нами был проведен лабораторный эксперимент. Носителю южно-английской произносительной нормы было предложено прочесть 4 предложения с одинаковой нисходящей интонацией, но при этом каждое предложение необходимо было прочесть холодно и неодобрительно, а затем тепло и доброжелательно.
Полученные 8 предложений были предъявлены вразброс другому носителю языка для удостоверительного анализа. Его задача состояла в том, чтобы определить фразы с негативной и положительной тембральной окраской. Идентификация была безошибочной, что свидетельствует о том, что тембральная окраска представляет собой надежный маркер оценочной модальности.
На следующем этапе мы провели акустический анализ с использованием программы Praat. В ходе анализа мы произвели замеры первой и второй формант ударных гласных в ядерной фразовой позиции. При составлении предложений преднамеренно подбирались слова, содержащие гласные, занимающие краевые положения на формантной плоскости, поскольку именно в этих позициях легче всего зарегистрировать возможные изменения.
Полученные данные указывают на наличие некоторых тенденций. В частности, общим видом модификаций для всех изучаемых гласных явилось понижение первой форманты, коррелирующей с подъемом. Если быть точнее, речь идёт о степени открытости или, напротив, закрытости, которая может достигаться не только за счёт положения языка, но и степени раствора.
Неодобрительный тембр голоса артикуляционно выражается в зажатости и меньшей подвижности нижней челюсти. Эта характеристика находит свое отражение в понижении первой форманты. Для гласных низкого подъёма а: и ae зафиксирована также тенденция смещения к центру формантной плоскости, которую также можно объяснить артикуляционной сдавленностью звуков.
Резкое смещение в сторону увеличения второй форманты звука i:, произнесенного с тембром, выражающим отрицательную оценку, противоречит более общей тенденции к центрированию гласных. Наблюдение за видеорядом позволяет выдвинуть предположение о том, что такие яркие изменения показателей 2 форманты могут быть связаны с сильным растягиванием губ, подчеркивающим критическое отношение.
Таким образом, исследование тембральной окраски одобрения и неодобрения позволило выявить общую тенденцию для всех гласных и некоторые индивидуальные сдвиги в зависимости от природы звука. Обнаружены также корреляции между акустическими изменениями и модуляциями речевого тракта.
В настоящее время модальность широко обсуждается как в отечественном, так и в зарубежном языкознании как одна из ключевых категорий в языке, устанавливающих связь высказывания с внеязыковой действительностью и реализующих его коммуникативный потенциал. Эта категория выражена в каждом аспекте языка, в том числе и в фонетическом. Так, оценочная модальность отражена в тембре голоса.
Изучение отражения аксиологической модальности в голосовом тембре актуально для исследователей-лингвистов, поскольку оно дает представление о социальных факторах, влияющих на использование и интерпретацию языка. Эти знания могут способствовать лучшему пониманию языковых изменений и вариаций, а также роли языка в социальных взаимодействиях.
Цель эксперимента состояла в определении тембральных характеристик голоса, передающих критику или поддержку при полной нейтрализации других языковых маркеров, таких как оценочная лексика, грамматические конструкции или тонально-мелодическое оформление.
Для достижения этой цели нами был проведен лабораторный эксперимент. Носителю южно-английской произносительной нормы было предложено прочесть 4 предложения с одинаковой нисходящей интонацией, но при этом каждое предложение необходимо было прочесть холодно и неодобрительно, а затем тепло и доброжелательно.
Полученные 8 предложений были предъявлены вразброс другому носителю языка для удостоверительного анализа. Его задача состояла в том, чтобы определить фразы с негативной и положительной тембральной окраской. Идентификация была безошибочной, что свидетельствует о том, что тембральная окраска представляет собой надежный маркер оценочной модальности.
На следующем этапе мы провели акустический анализ с использованием программы Praat. В ходе анализа мы произвели замеры первой и второй формант ударных гласных в ядерной фразовой позиции. При составлении предложений преднамеренно подбирались слова, содержащие гласные, занимающие краевые положения на формантной плоскости, поскольку именно в этих позициях легче всего зарегистрировать возможные изменения.
Полученные данные указывают на наличие некоторых тенденций. В частности, общим видом модификаций для всех изучаемых гласных явилось понижение первой форманты, коррелирующей с подъемом. Если быть точнее, речь идёт о степени открытости или, напротив, закрытости, которая может достигаться не только за счёт положения языка, но и степени раствора.
Неодобрительный тембр голоса артикуляционно выражается в зажатости и меньшей подвижности нижней челюсти. Эта характеристика находит свое отражение в понижении первой форманты. Для гласных низкого подъёма а: и ae зафиксирована также тенденция смещения к центру формантной плоскости, которую также можно объяснить артикуляционной сдавленностью звуков.
Резкое смещение в сторону увеличения второй форманты звука i:, произнесенного с тембром, выражающим отрицательную оценку, противоречит более общей тенденции к центрированию гласных. Наблюдение за видеорядом позволяет выдвинуть предположение о том, что такие яркие изменения показателей 2 форманты могут быть связаны с сильным растягиванием губ, подчеркивающим критическое отношение.
Таким образом, исследование тембральной окраски одобрения и неодобрения позволило выявить общую тенденцию для всех гласных и некоторые индивидуальные сдвиги в зависимости от природы звука. Обнаружены также корреляции между акустическими изменениями и модуляциями речевого тракта.