Роль сновидений в сюрреалистическом кинематографе
Анастасия Андреевна Соломка
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Ключевые слова, аннотация
Настоящий доклад посвящен обзору творчества сюрреалистов в кинематографе, использующих сон, как один из центральных художественных образов. Затрагиваются проблемы влияния сюрреалистического направления на творчество основных представителей в кинематографе: Л. Бунюэля и С. Дали, М. Рэя, Ж. Кокто, Ж. Дюлак. Также будут рассмотрены более поздние работы режиссеров, на которых во многом повлияли принципы, заложенные сюрреалистами: А. Хичкока, Ф. Феллини, Д. Линча.
Тезисы
Ключевые слова: сновидение;
сюрреализм; сюрреалистический кинематограф; «Андалузский пес»
Цель этого доклада − анализ роли образа сновидений в кинематографе сюрреалистов. Первой, кто использует этот прием в кинематографе была группа сюрреалистов (Л. Бунюэль, С. Дали, М. Рэй, Ж. Кокто), которая входила во вторую волну развития киноавангарда. В своем творчестве сюрреалисты обращались к бессознательному, основанному на методе «автоматического письма». Сюрреалисты стремились ослабить контроль со стороны разума, и кино оказалось наиболее подходящей площадкой для осуществления подобного замысла. Кинематограф позволял сюрреалистам воплотить одну из ключевых задач: внедрить нереальное в повседневную жизнь. Для этого сюрреалисты активно использовали один из художественных приемов кинематографа – монтаж, который давал возможность выстраивать сюжет фильма согласно иррациональной логике сновидений.
В своих работах сюрреалисты помещают зрителя в иную реальность, и сон был наилучшим средством передачи лиминального состояния человека. Во сне можно стать свидетелем алогичных связей между обыденными вещами и абсурдными ситуациями. В частности, такие связи можно обнаружить в кинофильмах Л. Бунюэля и С. Дали «Андалузский пес» (1929), «Золотой век» (1930); М. Рэя «Возвращение к разуму» (1923), «Морская звезда» (1928); Ж. Дюлак «Раковина и священник» (1927); Ж. Кокто «Кровь поэта» (1932). Будут рассмотрены и более поздние работы режиссеров, на которых во многом повлияли принципы, используемые сюрреалистами: А. Хичкока «Завороженный» (1945), Ф. Феллини «Восемь с половиной» (1963), Д. Линча «Голова-ластик» (1977), «Твин-Пикс (1990-1991).
Если говорить об актуальности темы, то можно заметить, что большую роль, связанную с включением сна в кинематограф, исследователи отдают фильму «Андалузский Пес» (1929), созданному на основе двух сновидений Л. Бунюэля и С. Дали. Это обосновано тем, что, во-первых, раннее и позднее творчество Л. Бунюэля широко изучено как русскими, так и зарубежными кинотеоретиками. Исследователи выделяют работы Бунюэля среди прочих, поскольку считают, что режиссер внес наибольший вклад в развитие движения сюрреалистов в кинематографе. Например, И. Беленький в книге «Лекции по всеобщей истории кино» охватывает целый период творчества сюрреалистов в киноавангарде, подробно останавливаясь на личности Л. Бунюэля. В. Виноградов в работе «Стилевые направления французского кинематографа» раскрывает влияние группы дадаистов на сюрреалистов, наследующих их идеи.
Во-вторых, фильм «Андалузский пес» (1929) рассматривается исследователями в контексте популярных фильмов, в которых режиссеры применяют образ сновидений. Так, можно привести в пример вышеупомянутые фильмы А. Хичкока «Завороженный» (1945), Ф. Феллини «Восемь с половиной» (1963) и Д. Линча «Голова-ластик» (1977), «Твин Пикс» (1990-1991). Однако следует сказать, что при изучении работ этих режиссеров кинотеоретики крайне редко акцентируют внимание на использовании образа сна. Это может быть аргументировано тем, что упомянутые режиссеры не относились к сюрреалистическому направлению, но при этом придерживались тех же принципов, что и сюрреалисты.
Таким образом, автор уделит особое внимание влиянию сюрреалистов на последующее поколение режиссеров, использовавших сон, как один из центральных художественных образов в своих кинофильмах.
Литература:
Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино: учебное пособие. М., 2008.
Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа. М., 2019.
Цель этого доклада − анализ роли образа сновидений в кинематографе сюрреалистов. Первой, кто использует этот прием в кинематографе была группа сюрреалистов (Л. Бунюэль, С. Дали, М. Рэй, Ж. Кокто), которая входила во вторую волну развития киноавангарда. В своем творчестве сюрреалисты обращались к бессознательному, основанному на методе «автоматического письма». Сюрреалисты стремились ослабить контроль со стороны разума, и кино оказалось наиболее подходящей площадкой для осуществления подобного замысла. Кинематограф позволял сюрреалистам воплотить одну из ключевых задач: внедрить нереальное в повседневную жизнь. Для этого сюрреалисты активно использовали один из художественных приемов кинематографа – монтаж, который давал возможность выстраивать сюжет фильма согласно иррациональной логике сновидений.
В своих работах сюрреалисты помещают зрителя в иную реальность, и сон был наилучшим средством передачи лиминального состояния человека. Во сне можно стать свидетелем алогичных связей между обыденными вещами и абсурдными ситуациями. В частности, такие связи можно обнаружить в кинофильмах Л. Бунюэля и С. Дали «Андалузский пес» (1929), «Золотой век» (1930); М. Рэя «Возвращение к разуму» (1923), «Морская звезда» (1928); Ж. Дюлак «Раковина и священник» (1927); Ж. Кокто «Кровь поэта» (1932). Будут рассмотрены и более поздние работы режиссеров, на которых во многом повлияли принципы, используемые сюрреалистами: А. Хичкока «Завороженный» (1945), Ф. Феллини «Восемь с половиной» (1963), Д. Линча «Голова-ластик» (1977), «Твин-Пикс (1990-1991).
Если говорить об актуальности темы, то можно заметить, что большую роль, связанную с включением сна в кинематограф, исследователи отдают фильму «Андалузский Пес» (1929), созданному на основе двух сновидений Л. Бунюэля и С. Дали. Это обосновано тем, что, во-первых, раннее и позднее творчество Л. Бунюэля широко изучено как русскими, так и зарубежными кинотеоретиками. Исследователи выделяют работы Бунюэля среди прочих, поскольку считают, что режиссер внес наибольший вклад в развитие движения сюрреалистов в кинематографе. Например, И. Беленький в книге «Лекции по всеобщей истории кино» охватывает целый период творчества сюрреалистов в киноавангарде, подробно останавливаясь на личности Л. Бунюэля. В. Виноградов в работе «Стилевые направления французского кинематографа» раскрывает влияние группы дадаистов на сюрреалистов, наследующих их идеи.
Во-вторых, фильм «Андалузский пес» (1929) рассматривается исследователями в контексте популярных фильмов, в которых режиссеры применяют образ сновидений. Так, можно привести в пример вышеупомянутые фильмы А. Хичкока «Завороженный» (1945), Ф. Феллини «Восемь с половиной» (1963) и Д. Линча «Голова-ластик» (1977), «Твин Пикс» (1990-1991). Однако следует сказать, что при изучении работ этих режиссеров кинотеоретики крайне редко акцентируют внимание на использовании образа сна. Это может быть аргументировано тем, что упомянутые режиссеры не относились к сюрреалистическому направлению, но при этом придерживались тех же принципов, что и сюрреалисты.
Таким образом, автор уделит особое внимание влиянию сюрреалистов на последующее поколение режиссеров, использовавших сон, как один из центральных художественных образов в своих кинофильмах.
Литература:
Беленький И. В. Лекции по всеобщей истории кино: учебное пособие. М., 2008.
Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа. М., 2019.