XXV Open Conference for Philology Students at St. Petersburg State University

Социокультурный (прагматический) и содержательный аспекты финской рок-поэзии конца 1960-х – начала 1990-х гг. в их взаимодействии

Елизавета Владимировна Разваляева
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Финно-угорская филология (онлайн)
2022-04-19
17:35 - 17:55

Ключевые слова, аннотация

Предмет исследования — содержание и языковые особенности поэзии финского рока периода его зарождения и расцвета (конец 60-х — начало 90-х гг. XX в.). Текстологическую базу работы составили тексты пяти ключевых финских рок-исполнителей. Темы их творчества определяются  преимущественно общественно-политической и социокультурной обстановкой в стране и в мире. Для языка изучаемых текстов характерно использование англицизмов, сленга, нецензурной лексики, неологизмов, имен собственных.

Тезисы

В данном исследовании предпринята попытка проследить, как в финской рок-поэзии конца 60-х — начала 90-х гг. XX в. отразились политические, общественные и культурные события того времени. Цель работы — проанализировать основные тематические доминанты и выразительные средства финской рок-поэзии и языковые особенности текстов финского рока. Базу исследования составили тексты Йуйса Лескинена (Juice Leskinen), Hector-а, групп Leevi and The Leavings, Eppu Normaali, Yö.
На настоящем этапе работы мы разделили тексты на три тематические группы: политика, общество, культура. У каждого автора мы выбрали по 2 или 3 песни для последующего изучения методом контент-анализа. Наша гипотеза состоит в том, что общая семантическая доминанта в текстах разных исполнителей будет отсутствовать. В содержании песен одних исполнителей будет отражаться в основном актуальная общественно-политическая ситуация, в текстах других авторов будут превалировать культурные аллюзии, возможно, связанные с личными переживаниями.
Вторая часть исследования посвящена рассмотрению языковых особенностей финского рока, для которого характерны:
1. англицизмы, напр., rhythm and bluesia (англ. rhythm and blues ‘ритм-энд-блюз’), rock´n roll (англ. rock and roll ‘рок-н-ролл’), twistata (англ. to twist ‘танцевать твист’), digata (англ. разг. to dig ‘приходить в восторг, балдеть’);
2. сленг: напр., biisi ‘песня’, korni ‘безвкусный, банальный’, fatsi ‘отец’, demari ‘социал-демократ’, kommari ‘коммунист’;
3. нецензурная лексика: напр., perkele! ‘Черт!’, saatana! ‘Дьявол!’, helvata ‘посылать к черту’;
4. неологизмы: напр., Jenkkimaa США (дословно ‘страна янки’), osapäivänatsi (дословно ‘нацист неполного рабочего дня’), ‘extrataalari’ (дословно экстраталер);
5. наименования культурных и общественно-политических реалий, имевших место во второй половине прошлого века. Это могут быть как имена деятелей политики и культуры (напр., Урхо Кекконен — президент Финляндии с 1956 по 1982 г., Лаура Антикайнен — участница финского поп-дуэта Jarkko ja Laura, который в 1969 г. представлял Финляндию на Евровидении), так и названия мест, фильмов, книг и т. д.
На основании выдвинутой гипотезы нами будет проведен количественно-статистический анализ названных лексических единиц, после чего будет составлен словник финской рок-поэзии.