XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Почитаемые места деревни Кысса в нарративах одной семьи

Дарья Сергеевна Петрова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен анализу нарративов о почитаемых пространствах д. Кысса Лешуконского р-на Архангельской обл. На материале интервью, записанных в июле 2019 г. в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ, рассматривается специфика рассказов старожилов деревни — семьи Бобрецовых (мужчины и женщины в возрасте от 60 до 90 лет). Каждый из анализируемых нарративов связан с посещением обетных крестов, кладбища и других почитаемых мест.

Тезисы

В июле 2019 г. мы с коллегами проходили фольклорную практику в д. Кысса (Лешуконский р-н Архангельской обл.). Мы сразу обратили внимание на большой обетный крест между собственно д. Кысса и ее частью, которая называется Боровое и которую местные жители считают отдельной деревней. Обетный крест местные жители посещают с целью прямого обращения к высшим силам за помощью. При этом на кресте оставляют пелены — небольшие отрезы ткани. Примечательно, что территория вокруг креста была покрыта высокой травой, что затрудняло подход к кресту, но по количеству «свежих» пелен и стоящей рядом скамейке было понятно, что сюда ходят.
Мы начали спрашивать о кресте. Наибольшее количество рассказов мы записали от семьи Бобрецовых — местных старожилов. Как оказалось, маленькая д. Кысса (сейчас в ней проживает около 20 постоянных жителей) буквально окружена особыми, почитаемыми местами, и крест оказался не единственным таким местом. Бобрецовы не только рассказали нам о староверческой келье и каменных плитах, установленных в память об основателях деревни, которых они считают своими предками, но и показали нам эти места. Тема предков постоянно возникала в разговоре об этих пространствах или во время их посещения. Рассказывая о местных святынях, наши собеседники обозначали связь со своим родом. Такие места, в которые Бобрецовы всегда отвозят тех, кто к ним приехал, созданы кем-то из родственников или же напрямую связаны с их предками (в случае кладбища).
Целью данного доклада, таким образом, является анализ нарративов о почитаемых пространствах деревни с опорой на следующие работы: «Потаённое знание современной русской семьи» И. А. Разумовой, «Прагматика фольклора» С. Б. Адоньевой, «Приходская жизнь русской деревни» Т. А. Бернштам. В докладе будут рассмотрены интервью, записанные от членов одной семьи — мужчин и женщин в возрасте от 60 до 90 лет.