XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Три эпохи принца Датского

Евгения Игоревна Шерихова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена изучению взаимодействия в тексте трагедии «Гамлет» трех культурных парадигм (Средних веков, Возрождения и барокко). Рассматривается, как эти парадигмы реализуются на разных уровнях текста, какое влияние оказывают на восприятие трагедии. Особое внимание уделено столкновению всех трех культурных эпох в образе главного героя, тому, какое объяснение предложенная концепция может дать «загадочности» Гамлета.

Тезисы

Тема работы — соединение трех культурных парадигм в трагедии Шекспира «Гамлет».
Актуальность работы заключается в обращении к одному из самых популярных и загадочных классических произведений в мировой литературе. Научная новизна работы обосновывается попыткой примирить противоречивые мнения исследователей, предложив новый взгляд на трагедию, и ответить на некоторые вопросы, связанные с образом Гамлета.
Трагедия «Гамлет» рассмотрена в работе с точки зрения сосуществования в ней трех культурных парадигм, условно названных парадигмами Средневековья, Возрождения и барокко. Принципы, по которым живет общество в трагедии, соответствуют парадигме Средневековья (архаические взгляды на проблемы брака, престолонаследия и кровной мести), Гамлет является носителем культуры Возрождения (гуманизм, ренессансный титанизм), а художественный мир и его законы существуют в рамках барокко (хаотичность мироустройства, недоступная разуму). 
Противоречия между словами и поступками Гамлета объясняются тем, что он действует как человек Возрождения (например, когда колеблется в совершении мести), но пытается мотивировать свои действия как человек Средневековья, в соответствии с обществом, в котором находится (то есть считает себя обязанным отомстить). При этом ни законы Средних Веков, ни законы Возрождения уже не действуют в мире барокко, поэтому герой выглядит безумцем, чьи поступки неадекватны действительности и никогда не приводят к ожидаемому результату (так, вместо одного Клавдия гибнет множество невинных). 
Именно это столкновение парадигм интерпретируется читателями и исследователями как загадочность образа Гамлета: он представляется лишенным четкого характера персонажем, парадоксальным и расколотым, а его действия кажутся бессмысленными и немотивированными. В свете существования в тексте трех парадигм одновременно правильными оказываются противоречащие друг другу интерпретации: трагедия относится и к барокко, и к Возрождению; безумие Гамлета и притворно, и подлинно.
Основные выводы таковы:
1. в трагедии «Гамлет» прослеживаются три культурные парадигмы (Средние Века, Ренессанс и барокко), действующие одновременно, но на разных уровнях текста;
2. пересечение и взаимодействие этих парадигм создают особую многослойность текста, позволяющую интерпретировать его различными способами, в зависимости от того, к какой парадигме обращается исследователь;
3. столкновение всех трех парадигм в образе главного героя является возможным объяснением «загадок Гамлета»: его нерешительности, алогичности его поведения, его безумия.