XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Невзятое знание: конфликт и/или согласованность

Ангелина Дмитриевна Поташева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе на примере интервью, записанных в деревнях Лешуконского и Мезенского р-нов Архангельской обл. в 2019 г., будут рассмотрены ситуации, в которых деревенские жители отказывались от передачи или добровольного принятия магического знания.

Тезисы

В докладе речь пойдёт о магическом знании современных деревенских жителей (заговоры, народная медицина и др.) и ситуациях, связанных с его передачей. Цель доклада — определить, в силу каких причин магическое знание оказывается не переданным или не взятым.
Из антропологических и фольклористических описаний пользования магическим знанием известно, что чаще всего оно передаётся от старшего представителя рода младшему. Однако мы регулярно сталкиваемся с признанием (иногда сожалением) наших собеседников в том, что магические знания старшего поколения были не восприняты. Особенно это интересно в отношении ситуаций, когда близкое родство (знакомство, соседство) знающего и потенциального преемника этого знания, казалось бы, создаёт все условия для его передачи.
Материалом для доклада послужили интервью, записанные в деревнях Лешуконского и Мезенского районов Архангельской обл. в ходе фольклорной экспедиции филологического факультета СПбГУ 2019 г.
В процессе исследования мне удалось выделить ряд проговариваемых в интервью причин отказа от передачи или принятия знания: молодость информантов и отсутствие у них веры в магию, советская политика и опасения быть наказанными за обладание таковым знанием и за практику, внешнее несоответствие образу «знающего» (светлые глаза, отсутствие своих передних зубов) и внутреннее несоответствие этому образу — отсутствие «энергии», смелости взять на себя ответственность за результат применения магического знания.
Для анализа объяснений прерывания преемственности я применяю концепцию харизмы Макса Вебера. В проговоренных причинах, препятствующих передаче магического знания, я, как в негативе, рассматриваю личность человека, о котором в деревне до сих пор говорят «он/она знает».