XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика визуального во «временнике» А. М. Ремизова «Взвихренная Русь»

Валерия Артуровна Покидышева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад представляет результаты анализа поэтики визуального (живопись, графика, фотография) в романе-хронике А. М. Ремизова «Взвихренная Русь». В ходе доклада будет продемонстрирован характер сосуществования разных типов визуального опыта в структуре художественного текста эпохи модерна.


Тезисы

Роман-хроника А. М. Ремизова «Взвихренная Русь» (1927) — экспериментальная нарративная структура, организованная по модели коллажа. В тексте создается особое пространство, обусловленное разными типами визуального опыта. Разные формы изобразительного искусства — иконопись, современная (модерновая) живопись, графика (в том числе плакат), фотография — наравне с такими связанными с визуальным опытом явлениями как сон, воображение и воспоминание сосуществуют в тексте как значимые элементы единого визуального кода произведения.
Для дешифровки этого кода логично использовать разные стратегии, но на первом этапе, как минимум, необходим реальный и культурологический комментарий таких элементов. Так, требуют комментария упоминаемые в тексте произведения искусства или те произведения искусства, которые в тексте не названы, но к которым он тем или иным образом отсылает. Другую группу визуальных элементов представляют визуальные практики, маркированные в тексте («смотрел картину», «И приснилось мне…», «Я посмотрел через глаза свои назад: там облака…» и др.). В докладе демонстрируются возможности соположения различных элементов в тексте, приводятся результаты анализа их функций и выдвигается гипотеза о природе визуального пространства во «временнике».