XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ иконы в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»

Анастасия Евгеньевна Авдеева
Докладчик
студент 4 курса
Омский государственный педагогический университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию образа иконы в романе Ф. М. Достоевского «Подросток». Известно, что икона является не только предметом почитания, но и имеет вероучительное значение. В пространстве текста икона выполняет ряд функций, непосредственно влияющих на развитие сюжета и формирование ключевой проблемы произведения.

Тезисы

Духовное развитие занимало важное место в жизни Ф. М. Достоевского. Его творческий метод во многом сформировала его религиозность: он часто ходил молиться в храм, а в его личном кабинете висела икона — образ Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В произведениях писателя икона имеет особые художественные функции.
Образ иконы важен в романе «Подросток». Несмотря на свою веру, Софья для получения денег готова заложить образ всех святых. Значение этого образа велико, так как здесь представлено Воинство Господне, о котором упоминается в «Откровении Иоанна Богослова». Этот образ напрямую связан с идеей Страшного суда — одной из ключевых в романе. Все силы нужны для защиты «случайного семейства», потерявшего веру и опору в жизни. Святые отцы отмечают, что часто такая икона есть там, где не пришли к православной вере, но «на всякий случай» держат.
Этот контекст оттеняет положение Версилова между верой и безверием. Он — человек, носивший вериги для проверки себя, но при этом равнодушный к иконе, однако позволяющий зажечь лампадку. Пытаясь встать на путь веры, он внутренне не способен на это.
В романе важен образ Богоматери с Христом на руках — «одигитрии», «путеводительницы», которая воплощает идею Достоевского о спасении в вере. Софья Андреевна — это мать-спасительница, которая деятельной любовью способна преодолеть страсти мира и вернуть на путь веры.
При описании образа в кабинете князя Сокольского, думающего о религии и о женщинах в равной степени, Достоевский прибегает к иронии: киот огромный, князь очень верующий и чувствительный, но это лишь видимость, связь с истинной духовной традицией героем утеряна.
Мотив двойственности, удаленности от веры второстепенных персонажей лейтмотивом проходит сквозь произведение, чтобы подчеркнуть главную линию — душевный раскол Версилова. Кульминационным становится момент последнего упоминания образа: Макар Долгорукий завещает старообрядческий образ Версилову, предвосхищая душевное состояние после долгих разговоров с ним. Икона несет идею о силе веры. После ее раскола бунт в душе Версилова смиряется, и персонаж приходит к разрешению внутреннего конфликта.
Таким образом, икона, во-первых, несет сюжетообразующую функцию: раскол древней иконы определяет дальнейшее снятие внутреннего раскола героя. Во-вторых, икона служит символом для раскрытия образа. То, какое место она занимает в доме, наличие киота, ризы или лампадки говорит не о благосостоянии семьи, но об истинности веры героев. Икона — как зеркало их собственной души и отношения к миру.