XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Стихотворения Д. Воденникова в контексте его эссеистики (к вопросу об авторской саморепрезентации)

Елизавета Алексеевна Столбова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Цель доклада продемонстрировать особенности функционирования поэтических текстов Д. Воденникова в его эссеистике, выявить влияние прозаического окружения на авторскую интерпретацию собственных стихотворений. Подобный анализ предпринимается впервые. Его результаты могут иметь значение не только для изучения творчества современного русского писателя, его ключевых тем и мотивов, но также для расширения научных представлений об авторских метатекстах.

Тезисы

Доклад посвящен проблеме функционирования поэтического текста в составе эссеистики Дмитрия Воденникова. На материале сборников «Воденников в прозе: лучшие эссе» (2018) и «Сны о Чуне» (2020) впервые рассмотрен прозаический контекст авторской интерпретации отдельного стихотворения как форма саморепрезентации писателя.
С опорой на интертекстуальный подход удалось установить, что эссеистика Воденникова, включающая и его стихотворения, пронизана как скрытыми, так и явными цитатами, различными отсылками к творчеству поэтов XIX—XXI вв.
Последовательно реализуя модернистские принципы поэтической стратегии (концепт «прозы поэта»), Воденников очерчивает круг близких себе поэтов-современников (Л. Горалик, Е. Шварц, О. Седакова и др.) и классиков Серебряного века (среди них — М. Цветаева, которая включала в эссе собственные стихотворения и занималась их интерпретацией).
В ходе анализа обнаружено, что структурообразующим поэтическим текстом «Снов о Чуне» становится «небольшая поэма» (авторская дефиниция) «Небесная лиса улетает в небеса». Можно утверждать, что этот сборник представляет условный путь от прозы к поэзии: начальное четверостишье «Небесной лисы…» включено в первое эссе книги, а поэма целиком (снабженная автоэпиграфом) завершает ее, при этом отдельные фрагменты встречаются еще в двух очерках.
Кроме того, предпринятое исследование позволило прояснить отношение Воденникова к провокативным и эпатажным темам его творчества. Так, гендерная проблематика цикла «Мужчины тоже могу имитировать оргазм» и концепция «слабого мужчины» будут развернуто проиллюстрированы на материале сборника «Воденников в прозе…».
Наиболее ярко рефлексия поэта над собственными стихами обнаруживает мифопоэтическое начало в его текстах. Например, в эссе «Желание конца» реконструируется творческая история стихотворения, напоминающая миф: поэт заимствует увиденные на стене строки без автографа.
Полученные результаты окажутся продуктивными не только для дальнейшего исследования творческой саморепрезентации Воденникова, но и для постижения тех аспектов художественного содержания его произведений, которые не доступны в границах одних только поэтических циклов.